Электронные учителя

Г Башкирова| опубликовано в номере №880, январь 1964
  • В закладки
  • Вставить в блог

В Институте психологии, в лаборатории программированного обучения, которой руководит Л. Н. Ланда, сейчас работают над первыми программированными учебниками русского и английского языка для средней школы. Составители учебника русского языка хотят не только научить системе грамматических правил, но и развить у детей культуру речи, научить их выражать различные нюансы, стилистические оттенки речи. Достигается это специальным подбором упражнений.

Как в школе усваиваются правила? Крупным шрифтом дается чеканная формулировка, которую нужно зазубрить. Дальше примеры, пресные и однообразные. В программированном учебнике школьники должны будут сами открывать грамматические правила. Л. Н. Ланда привел такой пример. Два предложения: «Мой товарищ вел себя нехорошо. Учитель плохо отозвался о его поведении». Как сказать приятелю, что его поведение осуждают, не называя, кто именно? Очевидно, это – «О тебе плохо отозвались». Вот и форма неопределенно-личного предложения, не застывшее правило, а необходимый в живой речи оборот.

Психологи не расшифровали еще природу ошибок. Почему ученики, предположим, забывают при письме выделять деепричастия? Учитель, проверяя письменные работы, может только догадываться об этом. Сейчас психологи разрабатывают систему диагнозов-опытов и проверяют, чтобы выбрать оптимальный вариант упражнений, выяснив причины всех возможных ошибок.

Программированное обучение – это целая система самых разнообразных методов. Это может быть совсем примитивная механическая машинка для тренировки, которая, к слову сказать, готовится сейчас к серийному выпуску. Напоминает она обычный дисковый фотоэкспонометр. В нее вставляют вопросы. Ответил – тут же проверил себя. Такая игра-учеба позволяет незаметно усваивать материал. Произошел же курьезный случай с «Репетитором-1», который насильно обучил механика. Перед первой публичной демонстрацией «Репетитора» механик проверял контакты. Естественно, для этого ему пришлось выполнить весь комплекс грамматических упражнений: разбирать предложения, расставлять знаки препинания. Когда он ошибался, машина поправляла его. А потом механик признался лингвистам, что бросил школу из-за того, что никак не мог справиться с запятыми. И теперь сам не заметил, как машина заставила его разобраться в этих мудреных правилах...

Вершина программированного обучения – самонастраивающиеся обучающие системы, которые будут учитывать особенности каждого ученика, регистрируя темп его ответов в цепях электронной памяти. Такая машина определит, какие вопросы оказались для ученика наиболее сложными, и повторит материал. В зависимости от способностей она ускорит или замедлит процесс обучения. Эти машины решат один из самых больных вопросов педагогики – помогут перейти на индивидуальные методы обучения.

– Учитель вынужден обращаться к некоему среднему слушателю, а между тем ничего среднего в природе нет. Усреднение – злейший враг обучения. В том-то весь секрет, что надо использовать личные, индивидуальные свойства характера, склад мышления и, играя на них, добиваться лучших результатов, – утверждает академик А. И. Берг.

И все-таки какова же роль педагога в машинном обучении? Машина раскрепостит учителя, избавит его от мелкой, но обязательной, повторяющейся из года в год работы. Уже сейчас подсчитано, что только проверка подготовки студентов к лабораторным занятиям машинами освобождает 25 процентов времени преподавателя. Значит, есть время для творческого роста, для более тесного общения с учениками, для выяснения принципиальных вопросов. И вместе с тем «уцелеют» только самые талантливые и трудолюбивые педагоги, предупредил как-то в одной из своих лекций А. И. Берг. Ведь основной их задачей станет составление программ для машин.

 Подведены ли первые итоги программированного обучения? Университет штата Вирджиния в США в течение года вел эксперименты по преподаванию арифметики в начальной школе с машинами. Обследовали две больших группы по 400 человек. Одну обучали обычным методом, другую – машинами. В итоге последняя группа гораздо лучше усвоила материал. При обучении французской грамматике машинный метод дал вдвое больший эффект, чем обычный.

В Гарвардском университете студенты три года изучали курс психологии на машинах. В Калифорнийском университете машины применяются при прохождении курса статистики, химии, логики, кинетической теории газов. На изучение этих предметов студенты тратят почти вдвое меньше времени...

В нашей стране интерес к программированному обучению огромен. Только за последние годы в СССР создано больше ста образцов обучающих машин. Увлечение их конструированием приобретает характер эпидемии. Настало время объединить усилия. С этой целью недавно в Москве при Министерстве высшего и среднего специального образования создан Научный совет по кибернетике. Председателем его избран А. И. Берг. Программированное обучение становится реальностью.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены