В зале погас свет. Раздвинулся тяжелый бархат занавеса. Перед зрителями предстала первая сцена спектакля «Чужая тень» К. Симонова.
Но это не была обычная постановка. Показом этого спектакля начались выпускные экзамены в училище имени Щукина при театре имени Вахтангова. Присутствовавшие на спектакле были увлечены темпераментной и выразительной игрой молодых актёров.
Искусство сцены требует перевоплощения. Чем больше жизненного опыта и запаса наблюдений у актёра, тем легче ему, при наличии таланта, совершить «чудо» превращения в другого человека, в персонаж, созданный драматургом. Но если артисту всего 22 - 23 года, сможет ли он создать на сцене образ сложный и даже противоречивый?
Молодые актёры - студийцы показали, что они способны создавать такие образы. В «Чужой тени» В. Русланов прекрасно исполнял роль профессора Трубникова. Зритель увидел перед собой старого русского интеллигента, надломленного сознанием своей вины перед Родиной и готового искупить эту вину. Молодой актёр Ульянов ярко, без тени ходульности раскрыл характер большевика Мамаева, его принципиальность, душевное обаяние.
Секрет успеха студийцев, несомненно, кроется в таланте молодых исполнителей. Но в таланте, умело развитом и направленном такими замечательными артистами, опытными и тонкими педагогами, как постановщик «Чужой тени» профессор И. Топчанов, старший преподаватель В. Тумская, художественный руководитель курсов профессор Е. Алексеева и другие.
Наиболее трудной была заключительная постановка «Мещан» М. Горького. Но здесь студийцы продемонстрировали глубокое понимание обстановки действия, слаженную игру.
Роль Перчихина в «Мещанах» была исполнена студийцем Ю. Катиным - Ярцевым.
Непосредственность и доброта, глубокое понимание жизни и людей, нежная любовь к дочери - все эти чудесные черты Перчихина правдиво, искренне донёс до зрителя молодой актёр. Трудно было поверить, что перед зрителем дебютант, а не настоящий, опытный артист. Быть может, помимо большого таланта, в исполнении Катиным - Ярцевым сказался жизненный путь молодого актёра: семилетнее пребывание в Советской Армии, настойчивое стремление к сцене.
Несмотря на то, что шёл официальный экзамен!, часто сцены с Перчихиным прерывались аплодисментами. Большим успехом студийцев было выступление М. Ульянова в роли Нила. Это настоящий революционер, опытный рабочий, ненавистник мещанства. Из второстепенных ролей покорила игра студийца И. Бобылёва. Он всего лишь на минуту появляется в роли «человека с улицы». Но за эту минуту успевает запомниться его интонация и жест, под вязанная щека и хитрые глазки...
Выпускной экзамен в студии имени Щукина показал, что в нашей стране с каждым годом всё больше растет талантливой театральной молодёжи, для которой открыт путь в большое будущее советского театра.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
К 15-летию со дня смерти Анри Барбюса