Потом вас удивляет, что мы проходим в десятом классе Гончарова. Я неточно выразилась: повторяем.
Вы просите, чтобы я не употребляла в письмах французских фраз. Мне понравилось ваше признание: «При чтении этой чертовщины я чувствую себя дураком». Самый верный способ заставить человека пополнить свои знания - это дать ему почувствовать, что он невежда. Ради вашего невежества я не собираюсь отказываться от своих знаний. Я люблю блеснуть ими. Пусть отстающие стараются догнать, помочь им я всегда готова. Сказать по совести, мне нравится, когда кто - нибудь завидует моим знаниям, но эта слабость более простительна, чем ваши усики, которые, кстати, совсем вам не идут.
У вас затишье, пишете вы, так как до сессии еще далеко, а у нас самый разгар учебы.
Нашим классным руководителем в этом году назначен наш любимый Виктор Иванович Белов, но мы его зовем просто «Витей» (за глаза, конечно). Подумайте сами, Миша, как можно звать его по имени и отчеству, если он всего два года тому назад окончил университет и ему только двадцать лить лет! На своем первом уроке в прошлом году «Витя» явно смущался. Когда он стал задавать на дом, мы закричали: «Ой как много!» «Витя» покраснел и сократил задание вдвое. Увы! Теперь он не уменьшает заданий, но мы все - таки его очень любим. Вы, конечно, опросите: за что?.. Прежде всего, безусловно, за знания. Кроме того, как говорит моя подруга Лара, он видит в каждой из нас человека, а не просто объект для воспитания. И мы слушаемся его лучше, чем самых строгих преподавателей. Вот, например, наша математичка. Она строгая. Чуть кто - нибудь зашумит на уроке, сразу слышится ее сердитый голос: «Тихо!» Она не разбирается, кто прав, кто виноват, и поэтому нам хочется досадить ей еще больше. Не так поступает «Витя». Заметив разговаривающих, он обращается к ним подчеркнуто вежливо: «Вы разрешите мне говорить в вашем присутствии?» - и все смолкают. А ведь он совсем не строг.
Вас интересует номер нашей школы. Это секрет, Миша. Но только не подумайте, что это та школа, в которой учится ваша сестра (кстати, почему вы называете ее до сих пор Женькой? Сколько ей лет?).
С приветом, Лида».
«18/IХ Миша! Вы пишете, что после моего письма сбрили усики. Ура! Как я рада за вас! Вы теперь уже не походите на пустого франтика, эдакого маменькиного баловня и домашнего тирана, который не умеет убрать за собой постель или принести дров, но зато в совершенстве научился спорить с сестрой из - за съеденной ею конфеты.
Жаль все - таки, что вы не согласились с моим мнением об иностранном языке. Забавно читать ваши слова: «Это предмет, созданный специально для мучения студентов». Мне искренне жаль таких студентов, Миша.
Вас удивляет, почему меня интересует ваша сестра? Вы пишете, что хотя «эта особа» и учится в девятом классе, но она «совершенно недостойна внимания». Почему, Миша? Разве она так плоха? Расскажите мне подробнее о ее недостатках, только постарайтесь быть при этом объективным.
Завидую вам, что вы в столице, как мне хочется быть на вашем месте! Я изучила бы Москву вдоль и поперек.
Лида».
«Деревня Гусаки, 10/Х Здравствуйте, Миша!
Непредвиденные обстоятельства помешали мне ответить во - время на ваше письмо: старшие классы нашей школы выехали в колхозы. В тот день на первом уроке вместо «литературы» появился «Витя» и торжественно объявил: «Девочки, в связи с ожидающимися морозами областной комитет партии обращается к вам с просьбой помочь нашим колхозам в уборке урожая». Что тут поднялось, описать трудно! Все обрадовались. Подумать только, нам поручают уборку, нас просит об этом наша партия, как взрослых! Все тотчас пошли домой собирать вещи.
И вот мы в колхозе. Впечатлений уйма. Наш класс послали в самый отсталый колхоз. Как комсорг, я собрала девочек и произнесла целую речь, сказала, что мы приехали не на прогулку и будет очень трудно, особенно белоручкам, но надо помнить о комсомольском долге и чести школы.
В первый день нам поручили веять гречиху. Многим из нас показалось, что нет ничего проще, чем крутить ручку веялки. Но очень скоро мы поняли, что это далеко не забава. Сначала заныли руки, потом спина. К обеду умолк смех, а веялка урчала, точно требуя все больше гречихи. Видя, что девочки с непривычки устали, я испугалась, как бы мы не оскандалились. Но после отдыха работа закипела с новой силой. Мы хорошо оправились с заданием.
Работа у нас идет на славу. Все мои одноклассницы стараются, не уступают друг другу. Сначала я боялась за Лару: уж очень она хрупкая, - но если бы вы видели, Миша, как она тянется за другими! На правах бригадира я попыталась дать ей работу полегче, но она наотрез отказалась.
После ужина мы рассаживаемся на крылечке и поем песни. Часто к нам присоединяются девушки из колхоза, и тогда пение не смолкает допоздна.
Ночи сейчас темные и прохладные. Звезды горят ярко. Кажется, что их стало больше, чем летом. Порой одна из них срывается и стремительно падает. Мы умолкаем и опешим задумать заветное желание. Смешно, конечно, но я верю, что если прошептать свое желание прежде, чем звезда коснется горизонта, то оно обязательно сбудется. Впрочем, я и так знаю, что мои мечты сбудутся.
Прощайте, Миша. Здесь писать некогда. Напишу, когда вернусь домой.
Лида».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.