Смотритель дворца, высокий строгий старик в каракулевой папахе и черном бешмете, никак не хотел отпирать деревянные, украшенные резьбой двери. Наверное, нам так и пришлось бы уйти, утешаясь тем, что дворец в Нухе мы все же видели - пусть только снаружи. Легкое, изящное здание возвышалось над горной террасой. Яркая, сочная роспись сплошь покрывала его фасад. Широкие окна - шебеке - с разноцветными стеклами и тончайшей паутиной переплетов опоясывали почти непрерывной лентой этажи дворца. Двухъярусные входные ниши, заканчивающиеся стрельчатыми арками, сверкали зеркалами. Но Джабраил, наш добрый проводник, разыскал директора музея, и старик-горец снял замок. Открыв раздвижные двери, мы шагнули в комнаты. После таин-ственного полумрака передней, радужными бликами ослепил главный зал. Южная стена его представляла собой большое шебеке. В переплетах окна, собранных из мелких деревянных деталей, сияли синие, желтые, красные звезды и многоугольники. Остальные стены опоясывал карниз - ирэф, украшенный орнаментом. Отягощенные плодами гранатовые деревья, стройные кипарисы, перевитые гирляндами из роз, пышные букеты в вазонах - бесконечная лента образов! Зал четко делился на две части. Меньшая из них была чуть приподнята. В центре ее находился белокаменный бассейн, за ним был расположен камин - бухар, увенчанный шишаком, напоминающим средневековый шлем. Несколько часов бродили мы по дворцу, очарованные буйством красок. Из самой жизни брали темы для своих работ народные живописцы. Почти все они остались неизвестными. История сохранила лишь имя зодчего Хадали-Зейнал-Абдина, который выстроил дворец в 1797 году. С тех пор уникальное сооружение много раз переделывалось. Первоначальная роспись была сильно искажена. Поиски и кропотливый труд реставраторов, среди которых важную роль сыграл архитектор Ниаз Рзаев, в значительной мере вернули дворцу первозданную красоту. Бригада художников Центральных реставрационных мастерских во главе с Евгением Масловым, обновляя роспись карниза в зале второго этажа, открыла под слоем красок более ранние изображения. И сегодня мы любуемся батальными и охотничьими сценами, исполненными с большой выразительностью. Когда мастер Ашраф Расулов начал реставрировать шебеке, ему было двадцать восемь лет. А недавно Ашра-фу исполнилось тридцать шесть. Мастер счастлив: восемь лет не прошли даром. Под вечер мы вернулись на мощенный каменными плитками двор. Отсюда открывался великолепный вид. Справа и слева поднимались зеленые горы Кавказа. Внизу, в долине реки Гюрджан-чай, лежала Нуха - один из древнейших городов Азербайджана. Издавна славился этот район мастерством ковроткачества, вышивки по шелку и сукну, художественной резьбой и росписью предметов быта. Это высокое искусство, несомненно, вдохновляло тех, кто создавал шедевр мирового зодчества - дворец в Нухе.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.