35 – 39 16 5
Это означает, что из 100 мужчин в возрасте от 20 до 25 лет вступили в брак за год 20, то есть каждый пятый, у незамужних женщин того же возраста – даже 29 из 100. Однако мужчина остается желанным женихом и в 30 лет, в то время как женщине после 30 лет выйти замуж трудновато, а после 35 лет – тем более.
Осложняет дело также и то, что у нас есть значительные территориальные половые диспропорции. С одной стороны, женские (текстильные) города, с другой – мужские (угольные, горнорудные, большие стройки и т. д.).
Понятно, что никакая «служба знакомств», о которой в последнее время много говорят и пишут, недостатка женихов возместить не может. Однако «женский перевес» – дело временное, теперь можно даже сказать – кратковременное. На 100 мальчиков 1960 года рождения приходилось в 1970 году всего 87 девочек, родившихся в 1963 году, а на 100 мальчиков 1963 года – всего 85 девочек, родившихся в 1966 году. И если сейчас трудно выйти замуж, то в 80-х годах будет относительно трудно жениться. Те, кто собирается «погулять» до 30 – -35 лет, полагая, что жениться «всегда успеется», могут остаться без жены...
Думаю, что в нынешних бедах молодой семьи велика роль фактического неравенства полов в семейной жизни. Как известно, женщина в нашем обществе с 1918 года равноправна, то есть равна мужчине по закону, по праву.
В годы детства и юности женщина и практически имеет полное равенство с мужчинами-сверстниками. В некотором отношении девушки получают даже какое-то преимущество. Хорошо известно, что девушки лучше учатся. Поскольку наша школа очень сильно «феминизирована» (очень мало учителей-мужчин), а женщинам легче найти общий язык с девочками, школьный актив тоже преимущественно женский.
Наше общество никак не может настраивать женщину на подчиненное положение в семье. Однако, вступив в
брак, она, к сожалению, оказывается в неравном положении с мужем, поскольку на ней лежит почти вся домашняя работа. А работы этой оказывается чрезвычайно много, особенно после рождения ребенка. У большинства матерей сейчас ежедневно два полновесных рабочих дня – 8 часов на работе и 5 – 6 часов дома. Кстати, на работе женщина сплошь и рядом занимает не менее высокое положение, чем ее муж, нередко и более высокое; бывает, что и заработок ее выше, чем у мужа. Никаких объективных обстоятельств, которые оправдывали бы ее неравное положение в семье, нет. Единственное основание – традиции, пережитки того времени, когда женщина, будучи домохозяйкой, делала почти всю домашнюю работу.
Женщина не желает мириться с неравным положением в семье. Это, видимо, одна из главных причин того, что большинство исков о разводе у нас идет от женщин. Несомненно, женщина больше ценит семью, семейную жизнь, она более «семейный человек», чем мужчина. И если уж она становится инициатором развода, значит, сильно «накипело».
Разумеется, можно сказать, количество домашних дел надо уменьшать путем развития сферы обслуживания. И это будет правильно. Но, одно не противоречит другому. В обществе, где существует равенство полов, домашний труд должен делиться поровну. К сожалению, наша молодежь считает иначе...
Однажды я получил от читателя такое письмо. Я, дескать, очень люблю свою жену. Она у меня красивая и душевная. А вот жить в семье очень трудно. Жена ни борща сварить не умеет, ни сорочки погладить, в комнате неуютно и т. д.
Конечно, не очень хорошо, когда жена ничего не умеет. Но едва ли особенно хорошо и то, что молодой муж считает: все это забота только женская, а он тут ни причем.
Я склонен думать, что в нынешних условиях молодежь надо специально, готовить к будущей семейной жизни. Мы неплохо готовим ее «к труду и обороне», но, кроме того, есть громадная, чрезвычайно важная и для общества в целом и для каждого отдельного человека сфера семейной жизни.
Мне не раз приходилось слышать по этому поводу возражения. Вот, дескать, раньше никогда никакой особой подготовки к семейной жизни не было, а все как будто было нормально: семья крепкая, невестки со свекровями ладили, детей много...
Так ведь дело в том, что раньше к семейной жизни готовила родительская семья. Жизнь была относительно малоподвижная, люди разных поколений совершали практически один и тот же жизненный круг. Права, обязанности, навыки, формы поведения в семейной жизни были «отработаны» веками и почти не менялись, быт и жизнь в целом были относительно просты. В этих условиях семья могла научить и учила всему, что может понадобиться в будущей семейной жизни. Сын брал пример с отца, дочь – с матери.
Теперь все не так. Жизнь стала динамичной. Дети относительно редко повторяют жизненные судьбы родителей. Часто самый лучший семейный опыт оказывается неприменим. Родители, скажем, жили в деревне (а деревенская семья во многих отношениях всегда была лучше городской), а дети переехали в город. В городе же совсем иная жизнь, и самый лучший сельский опыт тут часто не нужен.
Думаю, что в нынешних условиях детей должна готовить к будущей семейной жизни общеобразовательная школа. Полагаю даже, что это ничуть не менее важная и почетная функция, чем обучение детей основам наук.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.