Какие идеалы, какие мечты лелеет подрастающее поколение? В чем видит оно цель жизни, как смотрит на свое будущее? Кого уважает?
Эти вопросы волновали многих педагогов дореволюционной России. Примерно четверть века назад учитель Н. Рыбников провел большую анкету среди учениц двух московских гимназий, педагог К. Сивков - среди юношества Тифлиса, доктор Е. Радии беседовал с молодежью Петербурга.
Печальные выводы принуждены они были сделать. Перечитывая сотни ответов, Н. Рыбников с грустью отметил, что идеалы гимназистов и гимназисток отмечены узостью кругозора, убожествам желаний, пессимизмом. Во многих ответах сквозила разочарованность, нравственная неустойчивость, эгоизм, беспринципность. Во всем этом сказывались тяжелые годы политического гнета, тот палочный режим, с помощью которого правители царской России подавляли личность, стремились смять, задушить лучшие порывы.
« Очевидно, смысл жизни не так легко будет найти: секрет утерян», - писал один юноша.
« Этот смысл в том, чтобы жить минутой, наслаждением!» - заявлял другой.
« В идеалы не верю, теряю веру в себя. Жизнь надоедает. Ищу в ней сильных ощущений. Хочется увидеть в цирке, как сорвется акробат или дрессированный лев откусит голову укротителю; может, в борьбе покалечат борца. Лень жить, вернее, прозябать. Не понимаю, ради чего живут люди!» - вот что можно прочесть в одной из анкет.
Особенно тяжелы были настроения старшеклассников.
Одна из девушек, участница воронежского журнала молодежи, с таской писала: « Что мы дадим человечеству, если выходим в путь с усталой душой и опустевшим сердцем?»
Восьмиклассницы в своем журнале « Первые ласточки» горько признавались: « Кто - то назвал нас однажды « книгами без названия», и нам упорно хотелось скорее найти себе название, и теперь, сидя вместе, мы спрашивали друг друга: как найти свое место в жизни?»
Место в жизни? Самостоятельность? Многих это страшило.
Но для некоторых дорога была ясна, путь избран. Об этом свидетельствуют отдельные анкеты, часто без подписей, написанные, конечно, представителями передовой революционно настроенной гимназической молодежи.
« Философия марксизма - мой компас в жизни, - писал, например, один юноша, - и это спасло меня от всяких разочарований и дает бодрость и веру».
Это было четверть века назад. Как будто бы и не так уж давно. Но большие перемены произошли за эти годы в нашей стране, которая расцвела под знаменем Великой Октябрьской социалистической революции. Иные мысли, иные чувства владеют советскими юношами и девушками.
Недавно мы показали старшеклассникам ПО, 125 и 151 - й московских школ анкеты гимназистов и гимназисток - эти печальные документы прошлого. (Попросили ответить на несколько вопросов старой анкеты. Нам хотелось, чтобы старшеклассники рассказали о том, в чем они видят смысл жизни, какие черты характера они хотят воспитать у себя, кто - какие герои - являются властителями их дум. С глубокой нежностью и гордым патриотизмом называли советские юноши и девушки имена людей, образ которых они носят в своем сердце, примеру которых они хотят следовать. Они называли людей, сильных духом, самоотверженно преданных идее, людей высоких моральных качеств. Героями, властителями их дум являются Маркс, Ленин, Сталин, Чапаев, Герцен, Максим Горький... Сильные, мужественные характеры своих героев мечтает унаследовать наша молодежь.
В анкетах советских школьников нет тесного, маленького мирка личных желаний, нет того сочетания наивности и бессилия, безудержного индивидуализма и сентиментальности, которыми отмечены помыслы воспитанников старой гимназии. Наши школьники - прежде всего патриоты. Они жаждут посвятить свою жизнь, отдать все силы великой родине, борьбе за коммунизм, за счастливое будущее человечества.
Я хочу быть богатой, чтобы красиво обставить собственную жизнь и иногда делать добро.
Гимназистка 6 - го класса.
... Нет доказательств порядочности людей, вечное ломанье друг перед другом. Идеалы туманны и далеки. Все опротивело.
Н - ич, 8 - й класс.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.