«Выставки пустуют» - тревожно сообщают газеты Запада.
«10.671 чел. побывал в первые четыре дня в живописном разделе выставки» - информирует московская газета «Советское искусство».
Живописный раздел выставки «Художники РСФСР за 15 лет» занимает шестнадцать зал Исторического музея. А вся выставка не уместилась бы ни в одном, даже самом большом помещении Москвы или Ленинграда. Она расползлась по трем музеям Москвы: живопись - в Историческом, скульптура - в Музее изящных искусств, плакат и карикатура - в Третьяковке. Но и это еще не все. Одновременно с этой выставкой открылась вторая, специально посвященная пятнадцатилетию Рабоче-крестьянской красной армии. Там собраны полотна, бронза, гранит, текстиль, изделия кустарей Палеха и Мстеры - все виды изобразительного искусства, трактующие великую тему.
Можно дальше указать, что на одну выставку «Художники РСФСР за 15 лет» было представлено свыше 3 тыс. картин и этюдов, из которых комиссия отобрала 950, что эта выставка объединила около 300 мастеров, а красноармейская - 400 и т. д.
Эти количественные показатели чрезвычайно интересны при сопоставлении с тем, что сообщают буржуазные газеты об опустении выставок, закрытии художественных школ и нищете крупнейших мастеров кисти.
Но еще более интересна качественная сторона наших выставок.
Изобразительное искусство уже запечатляет для веков величайшие образы нашего времени - образы Ленина и Сталина. Старые мастера Бродский и Грабарь дали изображение Ленина в Смольном: Ленин у телеграфного аппарата, Ленин за составлением первых декретов советского правительства. Впервые выставлены замечательные зарисовки и скульптурные этюды с Ленина, сделанные покойным скульптором Н. Андреевым. На выставке «Пятнадцать лет РККА» мы видим Сталина, выступающего на XVI партийном съезде. Картина удалась художнику А. Герасимову, он намечает подлинный образ любимого вождя.
Мы видим, как перестраиваются крупнейшие старые художники - Юон, Грабарь, Кончаловский, Богаевский, Касаткин, Кустодиев, Лансере, Крымов и другие, как они, продолжая мастерски разрабатывать старую тематику, уже начинают подходить к новой. Мы видим трудности этого перехода. Выставка показывает, что старые мастера уже по - настоящему осознают новые творческие задачи и уже находят пути для их разрешения.
Индустриальные полотна Котова, Лехта, Добрынина и других с их нагромождением производственных деталей напоминают первые рыхлые очерки советских писателей о Днепрострое и Магнитострое.
Но уже молодые художники Дейнека, Ряжский, Богородский, Антонов, Павлов и другие преодолевают поверхностное отношение к материалу, подобно тому, как Панферов и Ставский перекрыли своими книгами поверхностные очерки о колхозах.
Ряжский мог бы набросать несколько солнечных пятен, расставить фигурки работающих людей, машин и т. д. Но нет. Художник идет по более трудному пути. Крупным планом дает он фигуру колхозницы - бригадирши. В той товарищеской простоте и в то же время огромной серьезности, с которой его бригадирша отдает распоряжение члену своей бригады, в настороженном лице колхозницы, уже виден образ новой действительности, а не только «зарисовка с натуры».
Это же качество идейной глубины, проникновения в суть действительности мы видим и в радостных светлых работах Дейнеки с его здоровой любовью к человеческому телу, присущей молодому классу. Мы видим это качество и в острых, картинах Кукрыниксов. «Смена» еще вернется к обеим выставкам.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Необходимое руководство ввиду отсутствия всякого руководства