Дважды два

В Бабкин| опубликовано в номере №807, январь 1961
  • В закладки
  • Вставить в блог

Каждый настоящий человек, добившись одной цели, ставит перед собой другую. И так без конца. В этом смысл жизни, в этом ее красота.

... Когда он начался, блистательный путь Евгения Гришина? Может быть, в 1956 году, в Италии, на льду озера Мизурина, где Евгений стал дважды чемпионом Седьмой зимней олимпиады? Нет, если быть точным, придется признать: путь этот начался, когда юноша научился по-настоящему трудиться в спорте. А случилось это гораздо раньше. За много лет до того, как Женя стал олимпийцем.

Женя любил всего добиваться «с ходу» . Он с детства привык: коль бегать, так быстрее всех в Туле, где он жил тогда, если купаться в Упе, так дольше всех... И уж, конечно, хотел обязательно обставить всех в конькобежной секции, в которую пришел во время войны. Однако это сразу не удалось. Парню было обидно. Потрясенный, он хотел было бросить занятия. Но не бросил. Заело. Решил скрепя сердце добиться своего.

И добился: лучше всех пробежал 500 метров - свою будущую коронную дистанцию. Это была двойная победа: над соперниками и над самим собой.

Вот почему именно то, первое состязание на тульском катке Евгений считает своей крупнейшей победой. Именно от той победы пришел он к победам олимпийским.

По-настоящему раскрыл Гришину значение труда в спорте его тренер Константин Кудрявцев - человек, который помог Евгению стать быстрейшим скороходом мира. Не попади он к Кудрявцеву, все могло быть иначе. Это тренер уговорил Гришина бросить велосипедный спорт, которым Евгений увлекался не меньше, чем коньками. Самому Евгению решиться на это было трудно: ведь он входил в сборные команды страны по обоим видам спорта. Но, конечно же, его призванием был бег на коньках! Кудрявцев понимал это. И убедил в этом своего ученика. Стоило Евгению заняться специальной конькобежной тренировкой, как его имя стало известным всему миру. Особенно после Седьмой зимней олимпиады...

Если Евгений смотрит на белые пятна облаков, он всегда вспоминает Мизурину. Облака так похожи на снежные шапки гор, окружающих это итальянское озеро! То самое озеро, на котором он впервые выиграл титул олимпийского чемпиона. А ведь у него было много грозных соперников. В первую голову это друзья по команде: блестящий скороход, рекордсмен мира Юрий Сергеев, его тезка Михайлов, стремительный и пылкий Рафаэль Грач. Потом иностранцы: норвежец Альф Естванг, финн Тойво Салонен...

Это был огромный успех! Немыслимым казалось то, что Евгений стал чемпионом, стартуя в первой паре. И уж совсем феноменальным посчитали специалисты результат Гришина. Новый мировой рекорд - 40,2 секунды! До чего же популярен стал тогда Гришин! Немецкая газета «Зюддейчецейтунг» назвала его «Оуэнсом на льду» - такое восхищение вызвала победа Гришина. Евгений был первым и в беге на 1 500 метров. И все это принесли настойчивые тренировки, упорный и долгий труд.

И вот Гришин - снова олимпиец! Второй раз. А если учесть, что советские спортсмены вообще только второй раз участвуют в зимних олимпийских играх, это совсем немало. Евгений счастлив. Да, счастлив. Но до чего же странно устроен человек, если к радости всегда присоединяется тревога! Впрочем, это можно понять. Исполнилось одно желание - попасть на олимпиаду. Пришло новое - с блеском выступить в Скво Вэлли. А тут и тревога: удастся ли?

Олимпийский каток в Скво Вэлли необычный, как и на Мизурине. Но если там каток представлял собой льдину, свободно плававшую на воде, то здесь дорожка изготовлена из искусственного льда. На подобном катке олимпийцы еще не состязались. ... Открытие олимпиады было назначено на 18 февраля. Но для Евгения состязания начались шестнадцатого. В тот день в паре с Борисом Шилковым он принял предолимпийский старт на 500 - метровой дистанции. Ожидая сигнала, Евгений вдруг усмехнулся: он вспомнил, что некоторые иностранные журналисты утверждали, будто русские спортсмены - отчаянные обжоры. В этом, мол, секрет их успехов. Если бы они знали, что Евгений даже не позавтракал в тот день!... Не успел: точил коньки. Выстрел. Евгений стремительно срывается с места. Метр. Другой. Третий... Казалось, еще не затихло пистолетное эхо, а Евгений уже пересек линию финиша... Обычно невозмутимые арбитры глядели на него удивленно и восторженно. 40,0! Лучше, чем установленный им же в 1956 году мировой рекорд. Серьезная заявка. А Евгений молча улыбался восхищенному Кудрявцеву.

... Жена написала в Скво Вэлли: «Не волнуйся!» Какое там волнение! Евгений был невозмутим. День убегал за днем. Близились соревнования. А он оставался спокойным. Абсолютно. Олимпиец во всех смыслах слова. Даже на старте, даже вытянув по жребию большую дорожку (худший вариант), Евгений не потерял присутствия духа. Должно быть, это дурной признак? Так и не найдя ответа на свой вопрос, Евгений сильно оттолкнулся ото льда и бросился вперед.

Его напарник - австриец Оффенбергер - сразу отстал. Он не мог не отстать. Так, как бежал тогда Гришин, не бегал никто и никогда. Но что это? Он споткнулся. Упадет? Нет! И все же время потеряно. Результат, наверно, 40,3... Почему же тогда улыбаются друзья, а его главный соперник американец Дисней показывает большой палец? Оказывается, несмотря на «сбой», время - 40,2 секунды. Он снова олимпийский чемпион!

Через день он стал чемпионом и на 1 500 метров. Мизуринская история повторилась! Снова две медали. Второй раз. Это уже дважды два... Еще через день, на соревнованиях, устроенных для побития национальных и мировых рекордов, Евгений совершил новый подвиг. Первым среди конькобежцев он преодолел на кратчайшей дистанции 40-секундный барьер. Его время было 39,6! Достижение Гришина не смогли преуменьшить даже руководители Международного конькобежного союза, которые почему-то не утвердили результат Гришина в качестве мирового рекорда. Евгений был признан героем олимпиады.

Да, такого триумфа добиваются не многие! Однако, вернувшись из США, Евгений не уселся в кресло и не стал выслушивать поздравления. Он сразу же приступил к тренировкам. Ведь впереди новые соревнования: чемпионат страны, первенство мира, а потом... олимпийские игры. Именно олимпийские игры! Конечно, трудно сказать заранее, попадет ли Гришин на олимпиаду 1964 года, и если да, станет ли олимпийским чемпионом.

А пока Евгений неустанно, каждый день выходит на каток или беговую дорожку, мчится круг за кругом, замедляя или ускоряя темп... Потом приседает, прыгает, подтягивается, играет в мяч, занимается с гантелями... И опять мчится круг за кругом к желанной цели...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены