Два рассказа

Ярослав Гашек| опубликовано в номере №758, декабрь 1958
  • В закладки
  • Вставить в блог

Перевод с чешского Н. Рогова

Рассказы классика чешской сатиры Ярослава Гашека (188З - 1923), которые публикуются в этом номере, принадлежат к числу малоизвестных произведении писателя. Рассказ «Непоколебимый католик дедушка Шафлер» был напечатан под псевдонимом «Антонин К о ч - ка» в 1911 году в пражском журнале «Карикатуры». Юмореска «Авантюра господина Тевлина» взята из сборника рассказов Гашека «Паноптикум мещан, бюрократов и других ископаемых», изданного в Праге в 1950 году.

На русский язык оба рассказа переведены впервые.

Непоколебимый католик дедушка Шафлер

Крейцер да крейцер - вот и золотой. Главное, чтобы ты был бережлив и умел использовать любую возможность для обогащения. Об этом думал дедушка Шафлер, глядя своими блестящими маленькими глазками на избирательный бюллетень и бумажку, подтверждающую его право участвовать в выборах.

Дедушка Шафлер был человек верующий, поэтому решил продать свой голос христианским социалистам.

- Слава отцу, и сыну, и святому духу! - произнес он, входя в канцелярию христианско - социалистической партии. - Где тут выборы?

Молодой капеллан, заведующий канцелярией, поднялся ему навстречу и усадил на стул. В канцелярии не было ни одной христианской души, кроме двух старушек, которые молились в уголке с восьми часов утра и должны были молиться до четырех дня, то есть до окончания выборов.

В другом углу, под плакатом, ни чуточку не стесняясь, вылизывала себя собака капеллана; она подняла заднюю ногу и полусидя, полулежа пыталась дотянуться языком как можно дальше.

Капеллан с утра жег в помещении ароматические свечки. На столах лежали чистые скатерти. Сквозь занавески лился мягкий свет, и комната напоминала ризницу маленького деревенского костела. На избирательных участках других политических партий было полно народу, а здесь царила таинственная тишина, точно в каком - нибудь заброшенном монастыре.

Дедушка Шафлер был сегодня первым избирателем, перешагнувшим порог этого участка, хотя уже пробило одиннадцать.

- Брат во Христе! - воскликнул капеллан, возведя очи горе. - До сих пор вы один устояли.

Дедушка Шафлер кивнул: ну что ж, он потребует двадцать крон.

- Враги Христовы опять ринулись в бой против церкви, против ее избранников. Кажется, снова наступили те дни, когда преследовали первых христиан... Ну, давайте избирательный листок, дедушка, надо его заполнить.

Дедушка Шафлер почесал в затылке.

- Ваше преподобие, ей - богу, я искренний христианин - католик. Я знаю, что творят социалисты... У меня руки в мозолях, я не изменю господину нашему Иисусу Христу. Но уж больно тяжелые времена, ваше преподобие. Я старик, работать не могу... Хорошо бы раздобыть двадцать крон. Я хочу голосовать за католика, но вы уважьте мою просьбу, ваше преподобие, не гневайтесь: меньше двадцати крон никак не могу взять.

Капеллан нахмурился.

- Не говорите так, дедушка, ведь это большой грех. Другие партии нанимают уйму агитаторов и агентов, сотни тысяч тратят на всякие пасквили и предвыборные листовки. А у нас - только убеждения... Докажите своим примером, что в стране святого Вацлава есть еще люди, которые не изменили вере и не стыдятся публично признаться в этом, опуская в урну избирательный бюллетень! Вот вам пять крон, больше мы дать не можем.

- Ваше преподобие, ей - богу, я искренний католик. Я читаю ваши католические газеты. Но подумайте, какая сейчас дороговизна! Я бы с радостью пострадал за господа нашего Иисуса Христа, да, видите ли, надумал я купить козу у Штихи, негодяя этого косого, - может, знаете его? В прошлом году он ее за пятнадцать золотых отдавал, а теперь восемнадцать просит. Видно, недаром господь бог наказал его: мальчишка - то у него хромой! И все так, ваше преподобие. Ей - богу, я, ваше преподобие, с моим удовольствием докажу, вот как вы говорите... что, значит, в стране святого Вацлава - это как раз мой святой! еще есть люди, которые не изменили вере и опустят за нее избирательный бюллетень... Дайте хоть пятнадцать крон, ваше преподобие!

- Что вы, дедушка! Искренний католик не должен так говорить. Сплотитесь вокруг знамени Христа, если вы еще не стыдитесь его, и воскликните: «Святой Ян Непомуцкий, святой Вацлав, патроны чешской земли, святые покровители чехов, помогите борющимся за ваше наследие! Пресвятая дева Мария, заступница христиан, помоги нам, борющимся за дело Христово!» Вот вам, дедушка, шесть крон - это мое последнее слово!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены