Но вот кончилась гражданская война. Пролетариат, впервые в истории, приступил к освоению величайших культурных ценностей прошлого.
Маяковский, ставший к этому времени подлинным выразителем стремлений и вкусов победивших пролетарских масс, счел себя вправе, наконец, во весь голос заявить о своей давнишней, подспудной любви к «веселому хозяину» русской поэзии.
В русской лирике Пушкину посвящено очень много стихов - от Тютчева до Кузьмина; о нем сказано много крылатых, восторженных слов:
«Тебя, как первую любовь,
России сердце не забудет».
(ТЮТЧЕВ).
Но самое сердечное, самое нежное сказано «горланом» Маяковским в стихотворении «Юбилейное», написанном двенадцать лет назад.
Другие поэты щедро изливали свои слабословим:
«Пушкин - это вдохновенье,
Русской музы воплощенье,
Наших лучших дум и чувств,
Это молодость и ласка,
Это старой няни сказка».
И ничего не выходило: бездушная трескотня комплиментов.
«Поэтический мессия,
Он велик, как вся Россия»
или что - то в этом роде.
Получалось черство и фразисто. У Маяковского же вся сила его стихотворения в том, что здесь он начисто отказался от этой традиции прославлять поэта пышными каталогами подобострастных эпитетов. В «Юбилейном» нет никаких фимиамов и гимнов. Маяковский обращается не к Пушкину - классику, не к Пушкину - кумиру эстетов и гимназисток, а к Пушкину - другу, единственному, который может понять и разделить его боль. Маяковский ни на миг не сомневается в сочувствии Пушкина к своим горестям, он доверчиво, по - дружески выкладывает перед ним свою душу, и это лучше всех выспренних гимнов выражает его нежность к Александру Сергеевичу.
Маяковский ненавидел слово «классик». В этом слове ему чудилось что - то закостенелое, мертвое. Помню, с каким любопытством он расспрашивал меня об интимнейших подробностях жизни Некрасова.
- Зачем вам это нужно?
В 11 номере читайте об Александре Грибоедове и его такой яркой, но, увы, недолгой любви, об одном из самых ярких личностей России – министре путей сообщения, первом премьер-министре Российской империи графе Сергее Юльевиче Витте, об истории создания романса «Я помню чудное мгновенье», о жизни и творчестве режиссера Соррентино, мистический детектив Варвары Клюевой «Три жизни на двоих» и многое другое.