Они шля по улицам Киева, держась за руки. Весеннее солнце слепило глаза. Небо, глубокое, как море, было чисто, и только там, где оно сливалось с землей, пенились белые облака.
Их было трое - трое друзей, студентов Киевского государственного университета: украинка Муза Залевская, русская Наташа Шишкалова и поляк Флориан Неуважны. С Владимирской горки, далеко было видно Приднепровье - бескрайнее, прозрачное. Лишь над рекой, освободившейся от ледяного покрова, клубилась легкая дымка.
- Красиво! - тихо сказала Наташа.
- Чудово! - в тон ей промолвила Муза.
Флориан несколько минут задумчиво смотрел вдаль, потом негромко стал читать свои стихи на родном, польском языке. В них говорилось о новой жизни его родины, о большой дружбе между народами Польши и Советского Союза.
Девушки, затаив дыхание, слушали эти искренние стихи...
... Они стали друзьями пять лет назад. В первый день учебного года, перед занятиями, в большом университетском здании стоял разноголосый гул. Студенты толпились в коридорах, разыскивали свои аудитории, громко разговаривали друг с другом. Старосты групп выкликали фамилии: кому - то предлагалось срочно явиться в комитет комсомола, кто - то уже вывешивал объявление с приглашением записываться в кружки художественной самодеятельности...
У доски с расписанием занятий плотной стеной стояли студенты. Сквозь эту толпу с трудом протиснулась высокая девушка. Приподнявшись на носки, она заглядывала туда, где среди множества наименований факультетов и групп можно было прочесть: «Филологический факультет. Русское отделение». Туда же смотрела и другая девушка. Они почти коснулись друг друга и одновременно повернулись.
- Вы тоже ищете филологический? - обрадованно спросила высокая девушка. - Как вас зовут? Вы откуда!?
- Я киевлянка, зовут меня Музой. А вы?
- А я Наташа, с Урала. Давайте искать нашу аудиторию вместе...
Боясь потерять друг друга в толпе, девушки торопливо направились по коридору. В аудитории сели за один стол. Через неделю у них уже было множество знакомых, но они по - прежнему на лекциях сидели всегда рядом. С этих пор началась их дружба. Вместе они повторяли пройденный материал, вместе ходили на консультации, на двоих брали учебники и книги в университетской библиотеке.
Как - то заместитель декана сообщил студентам, что с нынешнего дня в их группе будет учиться новый студент - товарищ из Польши.
Новичок стоял посреди аудитории, низкорослый, в тупоносых башмаках, в длинном, непривычного для нас покроя пиджаке. Смущаясь под множеством взглядов, он смотрел сквозь стекла очков, отыскивая свободное место.
Муза и Наташа, сидевшие, как всегда, рядом, потеснились, приглашая новичка сесть. Так познакомились киевлянка Муза Залевская, уральская девушка Наташа Шишкалова и сын польского рабочего из города Живец, Краковского воеводства, Флориан Неуважны.
Непоседливая, подвижная Наташа не в силах была дождаться перемены и тут же забросала Флориана вопросами. Тот листал небольшой словарь, с трудом отыскивая нужные слова, и на бумажке писал ответы.
В этот же день они втроем пошли осматривать Киев. Муза рассказывала Яну - так называли Флориана девушки - о родном городе, показывала исторические места - Софийский собор, памятник Богдану Хмельницкому... Беседа шла оживленно а весело. Девушки звонко смеялись, радуясь первым успехам Флориана в русском языке, и сам он улыбался, повторяя за ними незнакомые слова: «Крещатик», «молодежь», «друж - ба»...
Наташа и Муза, не жалея сил и времени, помогали Яну изучать русский и украинский языки. Они часами занимались, вместе читали книги, ходили в театры, в кино. Учеба давалась нелегко, но Флориан упорно, день за днем обогащал свой запас слов. Теперь он уже может разговаривать без словаря.
В свою очередь, Флориан помогал девушкам изучать латынь и польский язык. Сейчас, будучи студентами пятого курса, Наташа и Муза свободно читают польских авторов в оригиналах. Собираясь втроем, друзья разговаривают то по - русски, то по - украински, то по - польски. Ян пишет стихи на польском языке, и девушки не только первые читатели их, но и строгие критики.
Осенью комсомольцы филологического факультета ездили в подшефный совхоз «Виноградарь». Однажды во время работы Наташа и Муза вдруг обнаружили, что Флориан исчез. Его не было довольно долго. Наконец он появился с записной книжкой в руках я, улыбаясь, стал объяснять:
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.