Дорога в завтрашний день

Л Давыдов| опубликовано в номере №518, декабрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Когда появились первые турбокомпрессоры, он ведёт их испытания на наиболее совершенных тогда истребителях. Вместе с инженерами Петровым и Печенко, лётчиками Супруном, Стефановским и другими специалистами Бахчиванджи вызывают в Кремль для решения одной из важных технических проблем в области моторостроения.

... Началась Великая Отечественная война.

- Только успели обосноваться на границе Латвийской республики, - рассказывает генерал Стефановский, - меня вызывает по телефону командующий авиацией фронта. Он приказывает дать бой тридцати «мессерам» в районе Двинска. Расстояние - к месту боевых действий - свыше 200 километров. Что делать? Ведь у машин в таком дальнем перелёте горючее окажется на пределе. Прихожу к своим «ястребкам». Рассказываю о задании. Выручает Бахчи. Он хорошо знает мотор. Он советует уменьшить обороты и тем самым резко увеличить дальность. Обычно наш мотор давал до 2 тысяч оборотов. По инструкции разрешалось в случае необходимости уменьшить обороты до 1800.

- Давайте смело 1600, - предлагает Григорий Бахчи. - Затяжелив винты, мы будем иметь преимущество над немцами и подольше сумеем подраться.

Так и сделали. Сразу же поднялись. Без обычного круга над аэродромом, на ходу пристраиваясь, двинулись в бой. Это была первая из многочисленных побед эскадрильи Стефановского.

Когда по приказу командования все лётчики-испытатели возвратились к прежней деятельности, Григорий Бахчиванджи был уже заслуженным воином. На его личном счету значилось 5 сбитых самолётов и не меньше того в коллективных боях. За образцовое выполнение боевых заданий правительство наградило лётчика-испытателя Григория Бахчиванджи орденом Ленина.

Он нехотя покидал фронт. Прилетев, сказал товарищам:

- Обязательно полечу снова. Подберу себе машину, чтобы во всём имела превосходство.

Бахчиванджи узнаёт, что советский конструктор Болховитинов уже строит новый, неведомый доселе самолёт. Облекается в стальную плоть смелая мечта о реактивной боевой машине. Бахчиванджи встречается с конструктором. Приезжает на завод, следит за всеми этапами строительства самолёта. Принимает участие в расчётах, в испытании отдельных агрегатов. Наконец готовая машина покидает заводские цеха и увозится на опытный аэродром.

* * *

... Самолёт бесшумно присел на лётное поле. Григорий Бахчиванджи вышел из кабины, снял шлем, вытер платком лоб и озабоченно оглянулся. Как и во время взлёта, его обступило тесное кольцо друзей. Раздались аплодисменты.

- Вы совершили сегодня величайший подвиг, - сказал, обнимая Григория, конструктор.

Мы коротко рассказали о том, как в начале Великой Отечественной войны воспитанник комсомола Григорий Бахчиванджи открыл новые горизонты авиационной техники, утвердил приоритет нашей Родины, совершив первый в мире полёт на реактивном самолёте.

Только два года спустя после описанного полёта появилось сообщение о якобы «первом» испытании ракеты англичанином Джеффери де Хевилендом, ещё позже этим занялись немцы и, наконец, американцы.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены