Вначале Великой Отечественной войны в глухой степи поселились авиаторы. Они привезли с собой дружный рокот машин. Над лугом стоял не тревожимый ветром прогорклый дымок. Машины взрыхляли, вскапывали землю, переминала грунт, укатывали. Уже чернели широкие полосы взлётных площадок - прямые и длинные.
На этом аэродроме той же весной произошло событие, которое вошло в историю отечественной и мировой авиации.
... Лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи вырулил к старту совсем необычный самолёт. Внешне он был похож на модель машины, описанной гениальным учёным Циолковским в его научно-фантастической повести о путешествии в просторы мироздания.
У самолёта не было винта. Небольшие крылья полураспахнуты, как у коршуна перед прыжком со скалы.
Машину окружила группа людей: лётчики, строители самолёта, механики. Автор конструкции инженер Болховитинов о чём-то беседовал с Бахчиванджи, уже сидевшим в кабине с откинутым капотом. Но вот разговор окончен. Конструктор пожал руку испытателю:
- В добрый путь!
Стартер поднял флажок. Раздался выстрел ракетницы - сигнал к подъёму. Бахчиванджи щёлкнул затвором - кабина герметически закрылась капотом. Мгновения напряжённой и тревожной тишины, когда кажется бесконечным ожидание. Этого полёта ждали давно, готовили месяцами, но совершится ли он? Ведь это первая в мире управляемая лётчиком ракета!
Никто не заметил момента взлёта. Все неотступно следили, а взлёт оказался внезапным. Реактивный самолёт пулей устремился в вышину.
Вот это и была минута высокого торжества человеческого дерзновения, значительная победа покорителей мировых пространств. На родине первого самолёта, на родине авиационной науки и теории ракетоплавания был совершён первый рейс самолёта-ракеты.
Но почему именно Григорию Бахчиванджи доверили испытание реактивной машины?
... В 1931 году Григорий Бахчиванджи, комсомолец, слесарь Мариупольского завода имени Ильича, высокоразрядник, с шестилетним производственным стажем, был призван в Красную Армию. На медицинском осмотре Григорий подошёл к маленькому седенькому врачу.
- Минуточку, - сказал врач и протёр пенсне.
Врач измерил взглядом слесаря, ощупал мускулы его рук, потряс за широкие, могучие плечи и, постучав слуховой трубкой в грудь, обратился к председателю комиссии:
- Этот Бахчи может рога черту своротить. Такому подходящего рода войск не подберёшь.
- Я себе уже подобрал, - ответил Григорий, хотя его и не спрашивали, - хочу в авиацию.
- В полковую школу пойдёшь, - сказал комиссар, - нет у меня заявок в авиацию.
- Есть в полковую, - пробасил Григорий, а про себя подумал: «Всё равно буду лётчиком».
Через год он подал уже второй рапорт с просьбой направить его в авиашколу. Но Григория послали в школу техников по вооружению. Закончив её, он подал третий рапорт. Молодой большевик, потомственный слесарь, твёрдый в принятом решении, он добился своего: в 1933 году Григорий становится курсантом лётной школы.
Из Оренбургской школы лётчиков его выпускают с такой аттестацией: «Инициативен. Решителен. Требователен к себе. Отлично летает. Сообразительность в полётах мгновенная, - ни одной аварии, поломки или происшествия во время подъёма, посадки, в воздухе». Командование особо отмечает: «Пытливость ума, знание материальной части, приборов, вооружения». Рекомендует его на исследовательскую работу.
В конце 1934 года Григорий стал лётчиком-испытателем. Он испытывает мотор - сердце самолёта. Для такой работы мало лётного мастерства и знаний: нужно инженерное, творческое проникновение в каждую из тысячи частиц мотора. Характеристика, данная мотору испытателем, - его боевой паспорт.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.