Дорога в завтрашний день

Л Давыдов| опубликовано в номере №518, декабрь 1948
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вначале Великой Отечественной войны в глухой степи поселились авиаторы. Они привезли с собой дружный рокот машин. Над лугом стоял не тревожимый ветром прогорклый дымок. Машины взрыхляли, вскапывали землю, переминала грунт, укатывали. Уже чернели широкие полосы взлётных площадок - прямые и длинные.

На этом аэродроме той же весной произошло событие, которое вошло в историю отечественной и мировой авиации.

... Лётчик-испытатель Григорий Бахчиванджи вырулил к старту совсем необычный самолёт. Внешне он был похож на модель машины, описанной гениальным учёным Циолковским в его научно-фантастической повести о путешествии в просторы мироздания.

У самолёта не было винта. Небольшие крылья полураспахнуты, как у коршуна перед прыжком со скалы.

Машину окружила группа людей: лётчики, строители самолёта, механики. Автор конструкции инженер Болховитинов о чём-то беседовал с Бахчиванджи, уже сидевшим в кабине с откинутым капотом. Но вот разговор окончен. Конструктор пожал руку испытателю:

- В добрый путь!

Стартер поднял флажок. Раздался выстрел ракетницы - сигнал к подъёму. Бахчиванджи щёлкнул затвором - кабина герметически закрылась капотом. Мгновения напряжённой и тревожной тишины, когда кажется бесконечным ожидание. Этого полёта ждали давно, готовили месяцами, но совершится ли он? Ведь это первая в мире управляемая лётчиком ракета!

Никто не заметил момента взлёта. Все неотступно следили, а взлёт оказался внезапным. Реактивный самолёт пулей устремился в вышину.

Вот это и была минута высокого торжества человеческого дерзновения, значительная победа покорителей мировых пространств. На родине первого самолёта, на родине авиационной науки и теории ракетоплавания был совершён первый рейс самолёта-ракеты.

Но почему именно Григорию Бахчиванджи доверили испытание реактивной машины?

... В 1931 году Григорий Бахчиванджи, комсомолец, слесарь Мариупольского завода имени Ильича, высокоразрядник, с шестилетним производственным стажем, был призван в Красную Армию. На медицинском осмотре Григорий подошёл к маленькому седенькому врачу.

- Минуточку, - сказал врач и протёр пенсне.

Врач измерил взглядом слесаря, ощупал мускулы его рук, потряс за широкие, могучие плечи и, постучав слуховой трубкой в грудь, обратился к председателю комиссии:

- Этот Бахчи может рога черту своротить. Такому подходящего рода войск не подберёшь.

- Я себе уже подобрал, - ответил Григорий, хотя его и не спрашивали, - хочу в авиацию.

- В полковую школу пойдёшь, - сказал комиссар, - нет у меня заявок в авиацию.

- Есть в полковую, - пробасил Григорий, а про себя подумал: «Всё равно буду лётчиком».

Через год он подал уже второй рапорт с просьбой направить его в авиашколу. Но Григория послали в школу техников по вооружению. Закончив её, он подал третий рапорт. Молодой большевик, потомственный слесарь, твёрдый в принятом решении, он добился своего: в 1933 году Григорий становится курсантом лётной школы.

Из Оренбургской школы лётчиков его выпускают с такой аттестацией: «Инициативен. Решителен. Требователен к себе. Отлично летает. Сообразительность в полётах мгновенная, - ни одной аварии, поломки или происшествия во время подъёма, посадки, в воздухе». Командование особо отмечает: «Пытливость ума, знание материальной части, приборов, вооружения». Рекомендует его на исследовательскую работу.

В конце 1934 года Григорий стал лётчиком-испытателем. Он испытывает мотор - сердце самолёта. Для такой работы мало лётного мастерства и знаний: нужно инженерное, творческое проникновение в каждую из тысячи частиц мотора. Характеристика, данная мотору испытателем, - его боевой паспорт.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте об удивительном человеке, писателе ученом, враче, авторе великолепной хроники «Пушкин в жизни» Викентии Вересаеве, о невероятном русском художнике из далекой глубинки Григории Николаевиче Журавлеве, об основоположнице теории русского классического балета Агриппине  Вагановой, о «крае  летающих собак» - архипелаге Едей-Я, о крупнейшей в Европе Полотняно-Заводской бумажной мануфактуре, основанной еще при Петре I, новый детектив Андрея Дышева «Бухта Дьявола» и многое другое.



Виджет Архива Смены