Дорога в завтра

Ю Сбитнев| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Просторный, светлый цех. Десятки большегрузных мартеновских печей - целая улица. Из - под заслонок завалочных окон хлещут языки пламени. В громадный ковш падает упругая струя добротной стали...

Высоко, к самым облакам, поднялись могучие домны, а вот там, чуть дальше, - еще и еще цеха, целый город с широкими магистралями и площадями...

Таким будет к концу семилетия Тайшетский металлургический комбинат, один из гигантов третьей металлургической базы страны...

Сквозь глухую тайгу, мимо суровых скал, через реки и пропасти идет трасса железной дороги к будущему городу и комбинату... Идет дорога в завтра.

Давно ли газеты и журналы писали о том, что началось строительство дороги Абакан - Тайшет, о первых километрах уложенных путей? А сегодня головной строительный поезд штурмует хребты Саян. Две партии строителей идут навстречу друг другу: от Абакана на Тайшет и с Тайшета на Абакан. Огромное скопление техники. Только на стокилометровом участке Курагино - Кошурниково работает шесть специализированных колонн, оснащенных новейшими механизмами. И это не случайно: строительство дороги объявлено ударной стройкой семилетки.

Абакан - столица Хакасской автономной области. Сюда прибывали первые комсомольские эшелоны, отсюда берет свое начало дорога в завтра. Степью, мимо сопок и каменных изваяний, к холодным саянским хребтам побегут по ней поезда. Но прежде чем строители дойдут до последней «степной» станции Курагино, им придется перекинуть арки мостов через бурные реки Абакан, Енисей, Тубу. Мосты уже строятся. На берегу Абакана лежит громадный стальной каркас, пылают над «им огни электросварок: монтажники ведут сборку. Скоро многотонную громаду «надвинут» на бетонные быки, что прочно вросли в дно реки. А там очередь покорять и неистовый Енисей и холодную быструю Тубу.

С каждым днем дорога уходит все дальше и дальше. Ни снежные вьюги, ни многоводье весны, ни бурный осенний паводок не в силах остановить движение стройки вперед...

В управлении Абаканстройпути на вопрос, как добраться до головных строительных поездов, нам ответили:

- Только самолетом. Долетите до Курагино, а там машинами еще километров сто до станции Кошурниково. В Кошурниково - головной...

И вот добросовестный воздушный работяга «Антон» полетел навстречу ветру.

В трех километрах от привольного сибирского села Курагино раскинулись поселок строителей и станция будущей железной дороги.

- Курагино - станция «старая», - пояснили нам строители. - Теперь основные работы ведутся километрах в ста отсюда. И мы уже не «головные», впереди нас стройпоезд № 241. Ему Козинский перевал предстоит штурмовать... Между прочим, упрямый перевальчик, вы о нем еще услышите!

До самой станции Кошурниково в непосредственной близости от трассы будущей дороги петляет Артемовский тракт, один из первенцев дорожного строительства нашей Родины. Строили его отцы и деды сегодняшних строителей. Строили долго, тяжело, потому что, кроме лопат, тачек да телег, никакой техники у них не было.

Машина бежит трактом к первым покатым увалам. Оттуда начинаются отроги Саян, там зеленый океан тайги. А пока вокруг степь, наполненная обильным жарким солнцем. Вьется густая пыль, мелькают верстовые столбы, на дорогу выскакивают суслики и, встав на задние лапки, свистом провожают машину.

Трасса упирается в громадный, тяжелый увал - гору Бурлук. Здесь будет пробит первый тоннель длиною почти километр. Где - то неподалеку уже стучат перфораторы: рабочие спецколонны № 105 тоннельного отряда Метро - строя ведут проходку.

С горы Бурлук на многие километры хорошо просматривается трасса, идущая вдоль голубого Кизира. Долго пришлось потрудиться этой реке, чтобы проложить себе путь в твердой, будто стальной, породе диких гор. Может быть, потому и грозен, неистов Кизир... На седых, сумрачных скалах, нависших над стремниной, работают отважные люди - взрывники. Они пробуривают глубокие колодцы - шурфы, начиняют их взрывчаткой и рвут скалу. Каждый раз, когда грохочет взрыв, в стремительный Кизир обрушивается тяжелая каменная лавина. К широкой выемке спешат машины, неторопливо идет экскаватор, бегут люди...

В сосновом бору, насквозь пронизанном лучами весеннего солнца, развернулось строительство разъезда Кизир.

- Вот сюда в августе прошлого года мы и приехали, - говорит комсорг участка Анатолий Костин. - В Кургане ребята шумели: «Посылайте нас в такое место, где ничего нет, где романтика!...» Ну, начальник поезда и распорядился: «Что ж, поезжайте в Кизир. Там как раз ничего нет!»

Мы идем бором. За кружевными вершинами сосен далеко впереди белеет громадной папахой гора Желанже.

- Вот здесь поставили первую палатку. - Анатолий указывает на солнечный, веселый ложок, на котором едва видны черные круги - следы первых комсомольских костров. - Приехали и сразу же начали рубить просеки, корчевать пни, рыть ямы под фундаменты домов... Трудно было. Некоторые не выдержали, уехали. Нет, не уехали - убежали. А некоторых мы сами... просто выгнали! Кстати сказать, самый большой отсев из приезжающих составляют москвичи. И возиться с ними больше всего приходится... Обидно, но факт. Интересно, задумываются ли столичные райкомы комсомола над тем, что из тридцати, скажем, прибывших на стройку по путевкам остается десять человек, а иногда и меньше... Отсюда, с Кизира, мы перебрались в Кошурниково. Станции, конечно, никакой не было. Болото, топь непролазная. Жили тогда в старой, заброшенной избушке, а на работу через тайгу ходили.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены