Дорога в завтра

Ю Сбитнев| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Страшновато было, особенно ночью. Как - никак, тайга. Без ружья не отправлялись. Ну, а что касается работы, то работали, конечно, здорово!

... И снова дорога: мимо поселков, механизированных колонн, дальше и выше, в Саяны... Бурлит, бросается на скалы Кизир, а на противоположном берегу - горы, горы до самого неба, покрытые густой тайгой: пихтой, елью, сосной, осинником.

Впереди громадной лесистой грядой чернеет высокий кряж. Вершина его расколота надвое: две скалы уперлись острыми каменными пальцами, кажется, в самое небо. Там Каспинские ворота. Строителям Артемовского тракта понадобился когда - то целый год, чтобы пробить в скале узкую полоску. А нынешние строители должны во много раз быстрее пробить в глубине Каспинского перевала тоннель длиной в полтора километра.

Через скалы, через топь болот и тайгу идут комсомольцы головных поездов. И впереди - изыскатели, первые, кто прошел по трассе. Но иногда обгоняют и их.

... В январе Алексей Александрович Мотовилов, старший прораб строительства станции Кошурниково, получил распоряжение: срочно закончить строительство дома на Козинском перевале для головной партии изыскателей. Дом этот начали строить еще осенью, но пошли дожди, и работу прекратили. Задание было трудное. Условия работы на перевале не сулили ничего хорошего. Все знали, как переменчива на перевале погода: снегопад сменялся сухим, обжигающим ветром, ветер - бураном, буран - трескучим, невыносимым морозом.

Мотовилов думал: кого послать на перевал? Он решил сходить в бригаду местных плотников. К тайге они были привычны, перевал знали хорошо. «Наверняка, - думал прораб, - найдутся среди них добровольцы».

Однако местные плотники ответили отказом:

- Озолоти, Саныч, но на Козу ни за какие деньги не поедем. Мы ее, проклятую, с детства знаем. И шутить С ней не собираемся.

Прораб обратился к комсомольцам:

- Дело, ребята, серьезное, опасное. Работать придется в очень тяжелых условиях. Старожилы отказались. Подумайте.

Вечером к прорабу пришли шестеро.

- Решили ехать, - сказал за всех Михаил Власов. - Сделаем в срок. Когда выезжать?

Снаряжались в дорогу, как в настоящую экспедицию. В конце января выехали на перевал. Тянуть машину на Козу вызвался тракторист - комсомолец Зайков, бывший рабочий московского ремонтного завода.

В первый день добраться до перевала не удалось. Вьюга была такая, что не смог пробиться и трактор. Пришлось вернуться назад.

Алексей Александрович забеспокоился:

- На таком ветру любая охота пропадет.

- Ничего! - бодрились ребята. - Завтра чуть свет опять на штурм.

И снова в струну вытягивался трос, трактор тащил машину, пробивая в снегу траншею. Приходилось часто останавливаться, разгружать машину, Подтаскивать ее выше и снова нагружать...

На перевал поднялись только к вечеру. Комсомольцы огляделись. Стены недостроенного дома были завалены снегом, ребята увидели лишь огромную глыбу.

- Снежное царство! - усмехнулся Власов. - Ну, ладно, давайте обживаться. Первое - развести костер.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 6-м номере читайте об одном из лучших режиссеров нашей страны Никите Сергеевиче Михалкове, о  яркой и очень непростой жизни знаменитого гусара Дениса Давыдова, об истории любви крепостного художника Василия Тропинина, о жизни и творчестве актера Ефима Копеляна, интервью с популярнейшим певцом Сосо Павлиашвили, детектив Ларисы Королевой и генерал-лейтенанта полиции Алексея Лапина «Все и ничего и многое другое.



Виджет Архива Смены