Дорога на Щугор

А Кеммерих| опубликовано в номере №684, ноябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Малоисследованный, труднодоступный район!» Среди любителей попутешествовать вряд ли найдется человек, на которого эти слова не произвели бы впечатления, ибо по натуре каждый турист - это следопыт, открыватель.

Немногие знают, где находится Щугор. Еще меньше людей побывало на этой далекой реке. Прошлым летом сюда отправилась группа туристов, к которым присоединился и я. Московские инженеры М. Акинфиев и А. Архипов, научный сотрудник Ю. Пржиемский - страстные путешественники, заядлые рыболовы и охотники - давно готовились к путешествию в верховья Щугора. Им предстояло преодолеть многокилометровый путь через тайгу, горы, болота, речные пороги, перекаты. В трудностях и заключалась для них прелесть похода.

Я же шел в этот отдаленный уголок нашей Родины не только как турист. Мне поручили дать подробное описание Щугора до его впадения в Печору. На метеостанции Верхний Щугор надо было получить данные о здешнем климате, о режиме реки, выяснить, не скудеют ли летом водные запасы. Сведения эти очень интересовали ученых и инженеров - электриков.

Поезд доставил нас до молодого, недавно выросшего в тайге города Печоры. Мы сразу же отправились на пристань, где пересели на пароход, идущий по Печоре в селение Подчерье - начальный пункт путешествия.

Маршрут мы разработали заранее. Близость истоков Щугора и Подчерема, другого притока Печоры, натолкнула нас на заманчивую мысль. Мы решили подняться вверх по Подчерему, в его верховьях перейти на Щугор и по нему спуститься снова на Печору, проделав, таким образом, путь в пятьсот километров.

... Наш маленький отряд медленно продвигался через заросли. В тайге было сумрачно и сыро. Ноги глубоко утопали во мху. Мох рос повсюду - на земле, на скалах, на стволах деревьев. Серо - зеленые клочья свисали с ветвей и цеплялись за одежду.

Рядом, стиснутый каменистыми берегами, бесновался на порогах Подчерем. Иногда скалы отвесно обрывались к реке, и тогда нам приходилось или карабкаться вверх или обходить их по пояс в воде. Местами вдоль берега шла звериная тропа. При нашем приближении с реки поднимались стайки уток. Безмолвие тайги нарушали выстрелы. Вечером, после тяжелого пути, так приятно было посидеть у костра и поужинать жареной уткой. А утром мы снова, взвалив на плечи рюкзаки, шли через горы, тайгу к заветному Щугору.

Медленно поднимались мы к перевалу, за которым лежала долина Щугора. Таежные заросли постепенно редели, начиналась зона высокотравных лугов. У самого перевала путь нам преградила широкая полоса каменных россыпей. Прыгая с камня на камень, мы вышли наконец на ровную поляну и увидели внизу голубую извивающуюся ленту Щугора. Спуск к реке занял всего несколько часов.

Первые же забросы спиннинга подтвердили рассказы о том, что в Щугоре водится много рыбы. Килограммовый хариус и крупный лосось сразу схватили блесну. На берегу виднелись следы лосей и оленей. Но следов человека не было. Люди редко заходят в верховья Щугора. Рыбаки не могут проплыть сюда, так как на сто километров ниже реку преграждает трехкилометровый порог, а охотникам слишком трудно пробираться через горы и тайгу. Иногда, правда, в верховья Щугора заходят отряды геологов и географов, изучающих Северный Урал.

Переночевав, мы начали строить плот. Нелегко перетаскивать из тайги тяжелые бревна, подгонять их друг к другу. Но все же к концу второго дня плот был готов. Сделали мы его без единого гвоздя. Все бревна скрепили двумя врезанными деревянными шпонками.

слева, словно серебряные ниточки, тянулись с гор к Щугору бесчисленные ручьи. Снега добросовестно питают Щугор, круглый год поддерживая высокий уровень реки, так вот в чем заключается причина большой водоносности Щугора!

Вскоре берега снова стиснули непокорную реку. Горы подступили к Щугору, в русле стали появляться огромные валуны. Послышался отдаленный гул порогов. Разгрузив плот, мы решили провести его через пороги. Быстрое течение подхватило плот и, несмотря на все наши усилия, бросило на камни (снимок 4). Кругом, как в кипящем котле, клокотала и пенилась вода. Рискуя быть унесенными бурным потоком, мы при помощи рычагов освободили плот и поплыли дальше. Но через несколько десятков метров он снова застрял в камнях. За день напряженной работы преодолели только один километр порогов. Уставшие, мы решили сделать привал. Через час на полянке уже стояли палатки и варилась уха (снимок 5).

Несколько часов пути - и из - за поворота реки показалась пристань метеостанции Верхний Щугор. Сама станция находится на холме среди могучих елей и кедров. На севере виднеются вершины Исследовательского кряжа. На юге высоко в небе вздымается окутанный облаками Тельпос - Из - самая высокая вершина Северного Урала. На языке коми это означает «Каменное гнездо ветров». И действительно, сильные ветры здесь обычное явление.

Дружный коллектив работников станции уже четвертый год живет в тайге, за двести километров от ближайшего селения. Круглые сутки ведет он метеорологические наблюдения: измеряет температуру, влажность воздуха, осадки и скорость ветра; ежедневно передает по радио сводку погоды, Темные, тяжелые тучи нависли над горами, когда мы, распрощавшись с нашими новыми друзьями. снова отправились в путь, поднявшаяся от дождей неприветливая река снова подхватила плот.

Как - то днем мы увидели орла, сидящего на берегу на вершине кедра. Плот, подгоняемый течением. быстро приближался к дереву. Все затаили дыхание. Неужели орел улетит прежде, чем мы подплывем к нему? Но вот раздались одновременно два выстрела, и огромная птица камнем рухнула на землю. Сбитый хищник оказался орланом белохвостом. Это довольно крупная птица, свободно поднимающая в воздух молодых оленей. Размах крыльев у него около двух метров.

Шли последние дни нашего путешествия по Щугору. Горы раздвинулись, в русле появились острова, густо заросшие лесом. Погода прояснилась - лес, река, прибрежные камни заиграли яркими красками. Сзади на горизонте показались силуэты гор.

Неожиданно скалы снова подошли вплотную к берегам. Отвесные, мрачные, испещренные темными щелями, со струящимися оттуда ручьями, они поднимались высоко над разрезавшей их рекой. Это были Средние ворота Щугора. Таких ворот на реке трое. Средние - самые высокие. Щугор суживается в этом месте с двухсот пятидесяти до семидесяти метров.

Большая водоносность Щугора и узкое русло с высокими скалистыми берегами создали здесь все условия для постройки плотины гидроэлектростанции. Глядя на эти берега, мы невольно думали: недалеко то время, когда Щугорсная ГЭС будет снабжать дешевой электроэнергией каменноугольные и известняковые разработки Еджид - Керти, колхозы и совхозы в долине Печоры.

Все мы остались очень довольны путешествием. В моей сумке лежало много научных материалов о Щугоре. И как знать, может быть. наш поход в какой - то степени поможет тому, чтобы этот отдаленный уголок нашей Родины поскорее стал освоенным, обжитым!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Поэт, трибун, борец

К столетию со дня смерти Адама Мицкевича