Дорога, которая никогда не кончается

опубликовано в номере №1376, сентябрь 1984
  • В закладки
  • Вставить в блог

80-летию Н. А. Островского

У каждой эпохи свои представления о героизме, свои нравственные идеалы и ценности. Можно измерять время количеством прожитых лет, выигранных битв или построенных городов. Не существует лишь однозначных единиц измерения мудрости и величия человеческой жизни.

В его жизни были битвы и стройки. Он не был полководцем, он был солдатом. На протяжении всей своей короткой – и бесконечно долгой жизни.

«...В километре от станции кончалась вполне готовая узкоколейка.

Дальше километра на полтора, на выровненном полотне лежали врытые в землю длинные поленища, словно поваленный ветром частокол. Это шпалы. Еще дальше, до самого косогора, шла лишь ровная дорога.

Здесь работала первая строительная группа Панкратова. Сорок человек прокладывали шпалы. Рыжебородый крестьянин в новеньких лаптях не спеша стаскивал с розвальней поленья и бросал их на полотно дороги. Несколько таких же саней разгружалось поодаль. Две длинные железные штанги лежали на земле. Это была форма рельсов, под них ровняли шпалы. Для трамбовки земли пускались в ход топоры, ломы, лопаты».

«После октябрьских праздников предстояло уложить большой участок пути. «Нормальная» температура 35 – 45 градусов мороза. А нередко и за 50. В поселке актируют дни, а мы работаем. Звенья рельсов подавали из Усть-Кута, больше чем за сто километров. До вечера уложим – через несколько часов подают новые. Как подали – мы идем. Днем ли, ночью ли. В вагончике жили, в вагончике спали. Печка одна, а нас 20 – 22 человека. Просушиться негде. Возле печки жарко, а лед на полу не тает. Вышел из вагончика – одежда на тебе промерзает, прямо как доспехи рыцарские становится.

Выдержали. Не было в бригаде ни склок, ни нытья».

Первый отрывок – из романа «Как закалялась сталь». Второй – из репортажа о строительстве БАМа, опубликованного в журнале «Смена».

Дорога, которая никогда не кончается... Дорога, пересекающая пространство и время, пересекающая человеческие судьбы...

Его личная судьба была трагической. И она была неимоверно счастливой.

«Еще далеко до рассвета Корчагин тихо, никого не будя, поднялся и, едва передвигая одеревеневшие на холодном полу ноги, направился в кухню. Вскипятив в баке воду для чая, вернулся и разбудил всю свою группу».

«Комсомольско-молодежная бригада каменщиков имени Н. Островского первой заступила на корчагинскую вахту БАМа.

– В бригаде нас семеро, – говорил Саша Никитенко – Седьмым Николай Островский.

А в бригадном вагончике прямо напротив входа на листе ватмана красной тушью:

«Жить будем

ясно и честно,

строить свою Магистраль!

Здесь

начинается песня, здесь

закаляется сталь!»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены