Добрый волшебник

Валерий Ганичев| опубликовано в номере №1239, январь 1979
  • В закладки
  • Вставить в блог

Телевизоры, стиральные машины, холодильники уже окончательно восторжествовали в человеческом жилье, вытеснили оттуда загадоч ность потаенных уголков. Домовые, лешие, русалки – это далекий мир сказки, отсутствующий в рациональной городской квартире. «Но, может быть, она от этого в чем-то потеряла жилой, дух», – смеется Ян Куталик, мастер чехословацкой игровой керамики.

«Сказочное чудо» в его мастерской оживает, вызывает теплые улыбки, желание прикоснуться и пригласить «запечных жителей» в дом. «Лесные панны» и морские русалки, растерянные перед достижениями научно-технической революции черти и славянские божки, смелые наездницы и языческие идолы недолго задерживаются в его квартире. Их путь на выставку и к покупателю.

...Вот надулся «кошачий дух», опустил голову, топорщит усы. Но не страшно... даже мышам. Внутри у керамического «духа» пусто, и сам он не злой, а просто должен «сыграть себя» убедительно и внушительно, ведь он всех кошек представляет. Постойте-ка, тут, оказывается, есть и пришельцы из других миров. «Это марси анин», – говорит Куталик. Две антенны, как два рожка, глаза навыкате. А может, это голубой черт? Нет, наверное, все-таки космический пришелец. Правда, его не спешат покупать – в сказку городские жители верят как-то больше!

Тут же, в прихожей, нахальноватый «Пан» играет на свирели. «Он ездит на все мои выставки, – говорит Ян. – Вначале его никто не покупал, а теперь я не продаю, да он и сам не дается в руки покупателям. «Пан» – мой патриот, побывает на вы ставке и возвращается».

Другие же его чуда расходятся по белу свету. Польша и Франция, Швейцария и ФРГ, Венгрия и Финляндия и, конечно же, Чехословакия, где изделия мастера считаются своеобраз ным талисманом. Особо славны знаменитые куталиковские «солнышки», выплывающие из его рук, как из рукава волшебника. В отличие от своего вселенского прародителя «солнышки» Куталика бывают разных цветов и оттенков, они лукаво улыбаются, подмигивают, хитро жмурят глазки, и, право же, там, где они прикрепляются, всегда светло и радостно.

«Я не работаю – играю! – сказал нам Ян. – Я понял: если бы работал, то их не создал бы. А так я с ними живу, говорю и играю. Вот что-то и получается».

Детство любит игру. Она открывает всю будущую натуру человека... Тот, кто был лишен игры, обрек себя на стремительную дряхлость. Радостный и сказочный мир творений Яна Куталика продлевает, думается, годы его поклонникам и зрителям.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Жильцы

Рассказ

Загадка замка Карентин

Роман-пародия