Платок – вещь обыденная, не правда ли? И в сравнении с другими предметами одежды – вроде незаметная, размер его квадрата разве что варьируется.
В мастерской молодого художника Владислава Соколова я увидела такие платки, которые поначалу не воспринимались как привычный аксессуар женского туалета. Они наполняли всю небольшую комнату мастерской, и каждый создавал в своем уголке особый мир. С подлокотника кресла струилось, переливаясь спелыми красками, ярко-оранжевое яблоко, глубокой ночной синевой мерцал звездный полог, полыхал разноцветным закатным светом город... На шелковых полотнах предстали своеобразные картины. Но вот художник сдернул шелковое полотно, висевшее на стене, оно, брызнув контрастными цветами, поднялось в воздух... и у меня на плече оказался платок, привычно сложенный треугольником. Теперь полотно с изображением города на закате перестало быть картиной. Оно стало интересной и красивой частью одежды, с которой хотелось фантазировать, проигрывать в различных ситуациях – накинуть на плечи, покрыть голову, приколоть к поясу. Но повседневная одежда – подходящий ли фон для такого своеобразного платка?
– Вы мечтатель. Как и когда носить такой платок? Для него нужна особая жизнь.
– Я это знаю, – был ответ. – И хочу, чтобы мои платки помогали человеку выразить в своей внешности характер, настроение, мысли. Чтобы они создавали определенный образ. Поэтому я чаще пишу платки к какому-то конкретному туалету...
Действительно – «пишу», а не делаю или расписываю.
Каждый платок создается художником как экспромт. Конечно, общий его образ обдумывается Владиславом заранее, и затем, как бы на одном дыхании, на одном порыве рисунок наносится на полотно. Работа должна длиться не долее двух-трех часов: краски, предназначенные для такой росписи, сохнут почти моментально. Что можно изобразить на платке? Художник считает: все, что угодно. Вопрос только – как. Сейчас Владислава занимает проблема создания многоструктурной росписи. Она позволит платку в любом состоянии: сложенном, сдрапированном, растянутом – иметь вполне законченную композицию. Структура росписи не будет казаться нарушенной, какие бы формы ни принимал платок, а сам он станет многолик.
Для своих изделий Владислав берет в основном только шелковые ткани. Они пластичны, хорошо ^выявляют краски, приятны на ощупь. У каждого вида шелка – свои особенности: крепдешин дает глубокий цвет, шифон воздушен, туаль хороша для пастельных красок.
За свою трудовую жизнь Владислав хорошо изучил секреты взаимоотношений ткани и красок. Работал на 1-й ситценабивной фабрике. Проблемы росписи тканей заинтересовали Владислава, и он поступил в текстильный институт на художественно-графическое отделение. С тех пор текстиль стал той областью, где неутомимый в своих поисках художник прокладывает собственный путь. Еще в институте Владислав работал над различными способами окраски тканей. Одним из направлений его поисков было «недостаток превратить в достоинство». К примеру, трудно красить смешанные ткани, ведь каждая нить имеет свою химию крашения. Но зачем биться над тем, чтобы делать такие ткани однотонными? Надо воспользоваться этим «неприятным» свойством и делать ткани меланжевой окраски. Можно еще использовать и различную текучесть красителя по различным волокнам. Таких идей к концу обучения в институте накопилось у Владислава немало. Некоторые из них он смог воплотить в жизнь на платочной фабрике в городе Щелково, где работал главным художником. Владислав с благодарностью вспоминает этот период своей жизни: именно тогда после ряда неудач он обрел свой первый успех и первое настоящее признание. Хотя Владислав – художник с разносторонними интересами: пишет картины, расписывает ткани для платьев, несколько его работ было на последней выставке молодых художников в Манеже, – но все равно платки остались одним из его главных увлечений.
– Иногда меня называют мечтателем. Но ведь мечты мои реализуются, открывают новые возможности для поисков. Кунцевскую фабрику, где я работаю художником, преобразуют в Московскую экспериментальную фабрику при Министерстве легкой промышленности СССР...
Изделия этой фабрики будут выпускаться небольшими партиями. Это позволит соединить индивидуальные поиски модельеров с серийным производством. Несомненно, интереснейшие эксперименты художника Владислава Соколова с таким традиционным элементом одежды, как платок, найдут там достойное воплощение. Красочные и образные изделия, изготовленные по его моделям, – это ведь возможность в одежде найти стиль, образ, оттенить характер.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.