С 1 октября до 1 ноября по всему Советскому Союзу проводится очередной набор учащихся в школы фабрично-заводского обучения. В города приедет учиться мастерству, главным образом из сельских местностей, огромная армия - в полмиллиона человек.
Тысячные толпы юношей и девушек с сундучками и узелками, которых в эти дни можно увидеть на вокзалах, на улицах и площадях больших городов, подростки, с живым любопытством и восхищением, разглядывающие высокие здания домов, бесконечные вереницы машин, троллейбусов и автобусов, - это будущие активные участники новой сталинской пятилетки, достойное пополнение рабочего класса СССР.
Сегодня они, по существу, ничего не умеют делать. Еще некоторое время они будут приближаться к диковинным станкам и механизмам с опаской и оглядкой. Но пройдет полгода-год, и этих самых парней и девчат мы увидим на строительных лесах, в штреках угольных шахт, у пыльных домен и мартенов. Они сами, своими руками, будут строить новые дома и заводы, добывать уголь и нефть, плавить сталь и чугун.
Привлечение новой рабочей силы в промышленность, на транспорт и в строительство имеет решающее значение для успеха новой пятилетки. Подсчитано, что в четвёртой сталинской пятилетке потребуется свыше 7 миллионов новых рабочих - больше, чем все население такого государства, как, скажем, Австрия или Греция!
Где взять столько рабочих? В капиталистических странах эта задача разрешается «просто»: фабрикант всегда может набрать сколько угодно рабочих из числа безработных, которые постоянно дежурят у ворот его фабрики. Они есть всегда, везде и в необходимом количестве. В США, например, в настоящее время число безработных исчисляется миллионами. Пока существует капитализм, этот источник не иссякнет.
Но в нашей, социалистической стране с безработицей покончено навечно. У нас существуют иные источники пополнения рабочего класса, и основной из них - система государственных трудовых резервов.
Нигде в мире не было и не может быть ничего подобного. Можно ли представить себе, чтобы в каком-нибудь капиталистическом государстве правительство целиком взяло на себя расходы по обучению и содержанию миллионов юношей и девушек, чтобы оно заботилось об их бытовом положении и всестороннем культурном развитии, чтобы всем им по окончании учёбы была гарантирована постоянная работа?!
Это совершенно невозможно и невероятно, ибо противоречит самой природе капиталистического строя.
Система трудовых резервов - детище советского строя. Только в Советской стране, где молодёжи не надо опасаться ни кризисов, ни безработицы, где народное хозяйство неуклонно расширяется, впервые в истории проведено в таких грандиозных масштабах профессиональное обучение молодёжи. Ремесленные училища и школы ФЗО учреждены по предложению великого Сталина. Государство ассигнует на профессиональное обучение огромные средства. Партия, правительство окружили учащуюся молодёжь отеческим вниманием и заботой.
Роль государственных трудовых резервов в промышленности и на транспорте растёт изо дня в день. За время Великой Отечественной войны ремесленные училища и школы ФЗО дали промышленным предприятиям, в первую очередь оборонным, более 2,5 миллиона квалифицированных рабочих. Руками воспитанников учебных заведений трудовых резервов изготовлено на 5 миллиардов рублей различной продукции. Многие бывшие ученики стали видными стахановцами, выдающимися мастерами, командирами производства. Бывший ученик ремесленного училища Николай Родионов работает сейчас мастером смены крупного завода, награждён орденом Ленина. Андрей Бобылёв, в недавнем прошлом воспитанник школы ФЗО, ныне руководит участком шахты. Под его руководством работает более 100 шахтёров.
В послевоенной пятилетке государственные трудовые резервы приобретают исключительное значение. Достаточно сказать, что из 7 миллионов новых рабочих, которые потребуются на протяжении этих пяти лет, 4,5 миллиона, или две трети всего количества, дадут ремесленные училища и школы ФЗО. Сеть учебных заведений беспрерывно растёт. Открыты тысячи новых школ и училищ, в том числе 100 специально для детей воинов и сирот. К концу пятилетки система трудовых резервов будет выпускать до 1 миллиона 200 тысяч квалифицированных рабочих более чем 180 разных специальностей.
Нынешний набор в школы ФЗО - один из самых массовых. Переступая порог школы, молодой человек должен проникнуться важностью и ответственностью своей роли как будущего участника социалистического строительства, носителя почётнейшего звания - советский рабочий.
Советский рабочий- это звучит гордо! Он творец новой жизни, труженик самой могучей, самой передовой и культурной страны в мире. Он должен обладать всеми лучшими качествами человека социалистической эпохи: беззаветной преданностью своей Родине, делу Ленина-Сталина, широким политическим кругозором, верой в свои силы, готовностью и уменьем преодолевать трудности, настойчивостью в достижении цели.
Естественно, для того, чтобы воспитать в молодом поколении все эти благороднейшие черты советского человека, потребуется огромная массово-разъяснительная и политико-воспитательная работа, потребуется максимум внимания и заботы к кадрам будущих рабочих, строителей новой послевоенной пятилетки.
Решающую роль в этой большой и благородной задачи призван сыграть ленинско-сталинский комсомол - верный помощник большевистской партии в деле коммунистического воспитания подрастающего поколения.
В апреле 1920 года с трибуны Всероссийского учредительного съезда горнорабочих В. И. Ленин говорил:
«Вы, конечно, все знаете, что без угольной промышленности никакая современная промышленность, никакие фабрики и заводы не мыслимы. Уголь - это настоящий хлеб промышленности...»
На протяжении всего периода советской власти и особенно периода сталинских пятилеток партия большевиков и советское правительство делали всё возможное, чтобы добыча угля непрерывно росла. Успехи восстановления разрушенных немцами шахт Донбасса, успехи нового строительства позволили партии и народу устами своего вождя наметить грандиозные планы добычи угля: к концу послевоенной пятилетки дать 250 миллионов тонн и в дальнейшем довести добычу угля до 500 миллионов тонн. В текущем году прирост добычи угля по плану должен составить 16 процентов по сравнению с прошлым годом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.