«Динамо» Киев. Стоять на своём

Сергей Истомин| опубликовано в номере №1428, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Киевское «Динамо» на протяжении многих лет регулярно поставляет игроков в различные сборные команды страны. Естественно, частые отлучки «сборников» по логике вещей не прибавляют клубу сыгранности. И, тем не менее, слаженность действий киевского ансамбля не нарушается. За счет чего? Хорошо, если бы на этот вопрос ответил кто-либо из тренеров команды». — Игорь Булыга, Вентспилс

А. Пузач. Мы в своей тренерской работе всегда ставили цель — подготовить высококлассных футболистов, способных достойно защищать честь страны на международной арене. Мастеров. А если только они действительно мастера, то разговаривают между собой на одном языке — футбольном, и временное разобщение не должно отражаться на прочности игровых связей. Сборная мира никогда дважды не играла в одном составе, выступает всегда «с листа», но одно удовольствие наблюдать, как уже в ходе встречи мастера нащупывают свою игру — классный футболист всегда поймет замысел партнера.

Накануне нынешнего сезона, правда, пришлось столкнуться с некоторыми трудностями, обусловленными прежде всего нехваткой времени. Судите сами, за сутки (!) до стартового матча на первенство страны наша команда, наконец, впервые за весь подготовительный период собралась вместе, причем слетались ребята в Тбилиси буквально из разных частей света. Но уже на второй день мы вполне достойно противостояли тбилисским одноклубникам, а на шестой, не заезжая домой, уверенно обыграли в гостях венский «Рапид».

Конечно, усталость, эмоциональные спады неизбежны после длительных поездок, напряженных тренировочных циклов, ответственных матчей в составе сборной, но марку динамовского клуба мы будем стараться держать всегда- и в этом плане очень рассчитываем на свой ближайший резерв: надеемся подготовить молодежь до уровня игроков основного состава, ну, а затем — и до уровня сборной.

 

«Александр Заваров долго ходил в «перспективных», «подающих надежды». Сменил несколько клубов. В киевском «Динамо» нашел себя, по существу, лишь на третий сезон. Как это объясняет сам футболист?» — Гурам Периашвили, Самтредиа

А. Заваров. Почему клубы менял? Сейчас, оглядываясь назад, думаю, что зря, конечно, с Украины уезжал, я ведь коренной ворошиловградец. Но наша «Заря» тогда покинула высшую лигу, целая группа игроков оказалась в Ростове-на-Дону, ну и я с ними, поддавшись общему настроению. Но в армейском коллективе, по существу, так себя и не нашел.

Киевское « Динамо » — это, видимо, «моя» команда, такую вот «свою» команду должен обрести в идеале каждый футболист. Но это не значит, что всем повезет с ней встретиться.

Пока себя искал, случалось, оступался, ошибался, но уверенности в себе никогда не терял. В Киеве на первых порах немного стушевался. Оно и немудрено — партнеры-то вокруг какие! Боялся поначалу на себя игру брать, хотя прежде выслушивал немало упреков в чрезмерном индивидуализме. Да и к нагрузкам надо было привыкнуть: они здесь не чета армейским. В общем, два года к команде притирался, а в «свою» игру никак попасть не мог, от силы 6 — 7 неплохих матчей за год набегало.

В прошлом сезоне состав у нас значительно обновился, помолодел, да и сам я по-иному стал действовать — атаковать из глубины, идти на мяч из самой, казалось бы, неожиданной для соперников позиции. Мы притерлись друг к другу, и игра пошла. Так мы почти всей командой и до сборной страны доросли. На чемпионате мира выступили. Там, правда, нас, если судить по результату, неудача подстерегла. Но игру, свою игру, мы, считаю, в Мексике нашли. И очень важно теперь ее не потерять.

 

«Полтора десятка лет ведет свою команду вперед Олег Блохин. Несмотря на возраст, он по-прежнему энергичен, уверен е себе, результативен. Может быть, мой вопрос прозвучит несколько некорректно, но все же хотелось бы узнать у нашего футбольного лидера — были в его жизни такие минуты, когда вдруг пропадало желание выходить на поле?» — Алексей Шумов, Семипалатинск

О. Блохин. Игра, общение с мячом с детских лет дарили мне радость. Сколько себя помню, всегда выходил на матч «заведенный», чтобы бороться именно на поле, а не «перегорать» до игры, не искать оправдания своим действиям после ее окончания. Конечно, большой футбол — это далеко не одни сплошные праздники, за шестнадцать сыгранных мною сезонов было немало и огорчений. По-разному складывающиеся матчи и турниры порождали порой и негативные настроения, но все это быстро проходило. Наверное, таково свойство моего характера.

По-настоящему хотел все бросить после испанского чемпионата мира. Есть два наиболее подходящих, что ли, момента для ухода из спорта — в расцвете славы или в период глубокого спада, не столько игровом, сколько психологическом. Тогда, четыре года назад, о моей игре в Испании слышались самые уничтожающие отзывы: и болельщики свистом встречали, и многие недавние доброжелатели отвернулись. Самое время было сойти тихо, скромно, без помпы. Так бы, наверное, и сделал, но жена отговорила. Поняла, видимо, что без футбола я не могу.

В своих физических возможностях я, честно говоря, никогда не сомневался, даже сейчас считаю, что потенциально не уступлю на поле многим игрокам. Вопрос в том, как играть. За эти годы я достиг в глазах болельщиков какого-то определенного уровня, ниже которого выступать уже не могу. И цель, пока выступаю, всегда одна — быть полезным команде, нашему футболу. И конечно, радовать зрителей — ведь наш вид спорта единственный собирает такую аудиторию.

Рубеж в 200 мячей в чемпионатах мне, например, именно зрители определили. Мне писали письма, постоянно звонили домой — должен, мол, забить двести, и все тут. А у меня, как назло, перед этими злополучными двумя сотнями дело застопорилось, даже с пенальти забивать перестал. Наверное, сказалось волнение, ажиотаж вокруг этой заколдованной цифры. Понял: надо не собираться, а, наоборот, чуть расслабиться. Тогда и одолел тот рубеж. Чтобы еще раз на чемпионате мира выступить, тренировался как одержимый. Сборная у нас отличная подобралась — один дуэт Беланов — Заваров чего стоит!

Играли в Мексике себе в радость. Но тот роковой матч с бельгийцами все перечеркнул... И заставил нас сделать пусть неприятные, но необходимые выводы. Жаль только, что это был мой последний чемпионат мира.

Наверное, пора уходить. Пусть не завтра, но это неизбежно. Попробую поработать с детьми. Опыта у меня немало, и передать его другим — мой долг. Да и взрослому футболу, считаю, могу быть еще полезен. Не секрет, что не все тренеры внимательно прислушиваются к мнению действующих игроков, так, может, хотя бы некоторые из них внимательнее отнесутся к советам коллеги по профессии?

 

«На долю киевлянина Владимира Бессонова выпало за его спортивную карьеру столько травм, что их с лихвой хватило бы на целую команду. Что помогало ему всякий раз возвращаться в строй, практически не снижая своих физических и игровых кондиций?» — Игорь Соколов, Минск 

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Попытка полета

Клуб «Музыка с тобой»

Соратники — мои ученики

Творческая педагогика

Биатлон

Повесть