Только о фронте рассказывают плакаты героической Испании. Даже мирные на взгляд рисунки, изображающие крестьянина с серпом, курицу или кувшин с молоком, имеют самое непосредственное отношение к военным событиям: «Спасти урожай - это то же самое, что выиграть бой у врага». «Вы убиваете корову или курицу, чтобы быть сытыми сегодня, но помните, что завтра из-за этого будет голод».
Не все плакаты одинаково удачны. Вместе с мощными лаконичными рисунками попадаются изломанные, манерные рисунки футуристов. Но таких немного. Испанские художники отлично усвоили золотое правило пропаганды: как песня, как лозунг, брошенный в толпу, плакат должен быть доходчив и прост. Прохожий взглянул на него мимоходом, но долгое время он будет помнить тонкую девушку с суровыми глазами и ружьем в высоко вскинутой руке. Не одну сотню добровольцев привел в окопы плакат художника Артече «Ты нужен милиции». В мастерских Барселоны, Валенсии работают художники-снайперы, художники-динамитчики.
Будет время - народ раздавит фашизм и залечит раны. Тогда в музеях Мадрида, рядом с крестьянскими самопалами, с горняцкими самодельными бомбами, с простреленными шлемами летчиков, найдут место и боевые плакаты испанских художников.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.