Когда войска генерала Франко входят в город, унтерофицеры прежде всего очищают дома от плакатов.
Плакат - это бомба. Художники - динамитчики. Без суда расстреливают фашисты пленных художников революционной Испании.
Об этом вспоминаешь, когда видишь 60 плакатов, выставленных в светлом и тихом зале на Кузнецком мосту. Дымом и порохом пахнет от этих листов, отпечатанных в Барселоне, Мадриде, Валенсии.
История повторяется. Работы испанских художников - родственники знаменитых «окон РОСТА», плакатов Дени, разящих агиток Маяковского. Не нужно примитивно проводить параллели между гражданской войной в СССР и событиями в Испании. Мужественный испанский народ прокладывает себе самостоятельную дорогу, но на дороге этой встречаются враги, одинаково ненавистные и шахтерам Донбасса и батракам из Леванта. На одном из плакатов фашистский офицер выглядит точь-в-точь, как польский пан времен похода Антанты. Часто попадается знакомая троица: капиталист, генерал, священник; так и ищешь под таким плакатом четверостишие Демьяна.
На выставке есть плакаты, потрясающие по силе:
Черная бомба падает на Красный крест. Подпись, как выкрик раненого этой бомбой, - «Убийцы!»
Восемь детских трупов, изуродованных шрапнелью, раздавленных кирпичами. На груди мертвых белеют номера: 11... 57... 89... Они не единственные, эти малыши, растерзанные осатанелой фашистской сволочью. Над фотографиями надпись обжигающая, гневная, точно фраза из речи Пасионарии: - Кто, видя это, не возьмет винтовку?
Да, винтовки взяты. И не только винтовки. Грозно смотрят с плакатов республиканские орудия, самолеты и танки. Республика, почти безоружная в начале мятежа, сегодня бьет интервентов современным оружием.
Много плакатов о единстве. Это вопрос жизни и смерти испанской республики. Шесть могучих кулаков - шесть революционных партий Испании - разбивают свастику. Фашист, съежившийся под дулами пушек единого фронта. Еще четыре энергичных кулака на фоне красного знамени.
Свастика - каинова печать мракобесов. В десятках плакатов выражена ненависть испанского народа к фашизму. Свастика в виде омерзительной змеи, окровавленной звериной лапы; свастика, раздавленная ногами народа, раздробленная республиканским танком.
Известно, какие надежды возлагают интервенты на «пятую колонну» - фашистов, окопавшихся в тылу. Об этой опасности рассказывают народу художники Барселоны.
Мыльный пузырь, раздуваемый офицером и монахом. Это символ сплетен. Рука бойца протыкает пузырь острой иглой. И еще:
Желтое лицо. Ладонь возле уха. Трусливо окошенный глаз. Шпион. В другом углу того же плаката озабоченное лицо республиканца. Нахмуренные брови Палец у замкнутого рта. «Дружинники, не давайте сведений о положении на фронтах ни товарищам, ни братьям, ни невестам».
Есть плакаты, отражающие любовь испанского народа к его могучему другу - Советскому союзу.
... Мощная, мускулистая рука... За ней башни линкора, вздыбившие орудия. Это плакат к фильму «Мы из Кронштадта».
Есть курьезы. А. Герреро изобразил «7-е ноября в СССР». Испанский художник никогда не был в нашей стране. Он нарисовал испанского и русского рабочих, соединенных братским рукопожатием, на фоне фабричных труб и... церквей.
Тематика революционных плакатов разнообразна:
«Не бросайте газеты: они необходимы на фронте», - предупреждает художник Микель.
«Женщины, работайте в тылу!» - зовет Хесус Лосано.
«Организуйте спортивные праздники в пользу милиции!» - предлагает неутомимый Гоны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.