Диалектика воспитания

  • В закладки
  • Вставить в блог

Окрестные ребятишки приходили к нам не только на соревнования, но и в мастерской повозиться, на турнике или кольцах позаниматься, просто поиграть. Мы их не стесняли, в занятия старались не вмешиваться, но наблюдали изредка: как там наши ребята среди остальных, более старших? Удивляло, что они себя ни младшими, ни слабыми считать не хотели – играли, а если приходилось, и ссорились на равных правах. Я говорю в прошедшем времени, потому что те, о ком речь, уже выросли. Но то же повторяется сейчас и с младшими их сестрами и братишкой, которые своих старших очень любят, но внешней почтительности к ним не проявляют и никакой зависимости от них не испытывают. По-прежнему ходят к нам ребята со всей округи, приезжают родители с детьми всех возрастов. Контакты с ними налаживаются быстро, хотя бывают, конечно, и конфликты и обиды. Кстати сказать, в ссоры детей мы стараемся не вмешиваться, предпочитаем, чтобы они сами могли во всем разобраться, отстоять правду и справедливость, а если нужно, и за себя постоять, и другого защитить.

Честь смолоду

Лена Никитина. Некоторые могут сказать: да речь-то идет о дошкольниках, дети они еще5 крошки. Их надо оберегать от всяких треволнений, какая там борьба за правду и справедливость? Возражение это не придумано – так или почти так говорили нам неоднократно. Какое заблуждение! Если этому не научиться до школы, каково же будет в классе, где сталкиваются тридцать – сорок характеров и никакому учителю невозможно разобраться в сложности взаимоотношений каждого с каждым. Трудно представить себе, сколько разных проблем сваливается на человека в первый же день его пребывания в школе, проблем, которые он вынужден решать сам, без чьей-либо помощи.

Вот мальчишка на уроке дернул сзади за волосы. Стукнуть? Не заметить? Пожаловаться? А он опять дернул. Так вот же тебе!

– Встань, как твоя фамилия?

– Ну, Петрунин...

– Хи-хи, Петрушка...

Обидеться или засмеяться? Ну, вот, в носу защипало, слеза по носу поползла... И чего эта девчонка смотрит и смотрит?..

– Марьиванна, а Петрунин язык мне показал!.. Марьиванна, а Петрунин дерется!

У-у, сама толкнула, а сама жалуется! Еще стукнуть? Сказать учительнице? Или потом задать ябеде как следует?

И все это в течение каких-нибудь двух минут. Вопрос «Как поступить?» теперь будет одним из главных в жизни ребенка. От него никуда не денешься, а ситуации все усложняются: старший мальчик в коридоре толкнул, а «большой дядя» в туалете заставляет поднять свой окурок и бросить в урну. Как поступить? Покориться? Смолчать? Возмутиться?

Нет, это очень важно, чтобы человек как можно раньше узнал, как надо поступать в те или иные трудные моменты. И не просто знал, но уже и поступал, много раз пробовал себя в разных ситуациях, чтобы до школы выработал чувство собственного достоинства, гордость, смелость – качества, совершенно необходимые для жизнестойкости, самоуважения и сохранения себя как личности независимой. Как создать их в человеке, чтобы берег он честь смолоду? Привычная фраза, а что за ней?

Борис Никитин. Мы уже говорили, что отвергли послушание как цель воспитания, потому что от послушания до покорности – один шаг. А покорный человек – игрушка в руках сильного. Мы стремились, чтобы ребята, даже самые маленькие, имели собственное мнение и не боялись его высказывать. Именно поэтому в самых разных житейских ситуациях мы старались предоставить ребенку право решать и поступать самому и за ошибки свои расплачиваться тоже самому. Мы старались не просто приказывать или отдавать распоряжения, требуя немедленного выполнения, а объяснять, почему нужно что-то выполнить.

Наши ребята не приемлют несправедливости.

Помню один случай, когда в мастерскую, где я проводил урок труда с восьмиклассниками, пришел восьмилетний Антоша. Один из ребят – выше меня постом – решил над ним подшутить: провел по его волосам рукой «против шерсти» и сказал что-то обидное. Я стоял далеко и не сразу понял, что произошло. Вижу только, мой Антошка вдруг как подскочит к обидчику (а сам ему чуть не до пояса) – кулаком его раз, другой, третий! Тот даже опешил: «Ну чего ты, я же пошутил...» Больше к Антону уже никто не приставал, поняли, что он в обиду себя не даст.

Лена Никитина. И не только себя, а это, думаю, поважнее. Как-то Оля вступилась за брата, когда мы все были настроены против него, а она считала, что это несправедливо. И ведь доказала, что мы были не правы. Я хорошо помню, как ей было трудно говорить – ведь и десяти ей не исполнилось, а кругом нее рассерженные взрослые, старшие, младшие, возмущенные «безобразным поступком» Антона. Но она видела, как все произошло, рассудила по-другому и стояла на своем, пока мы не разобрались во всех тонкостях происшедшего конфликта и не признали ее правоту.

Мы стремимся воспитать ребенка так, чтобы в сложных случаях он научился действовать не из страха или какой-то выгоды, не по принципу «наших бьют!» и не потому, что «хочу, чтобы было по-моему!», а по справедливости! Чтобы умел оценить каждую ситуацию, решить, кто прав, кто виноват, на чьей стороне выступить. Умел правильно ориентироваться в нравственных ценностях.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены