Из фабричных ворот вышли обнявшись две девушки - две подруги. Одна рослая, светловолосая, всегда улыбающаяся - Маруся из ткацкой. Другая, пониже ростом, тоже Маруся, - счетовод из механического.
Хотя на улицах было пустынно, девушки почему - то разговаривали шепотом. Они сдружились еще летом, на трудовом фронте, когда вместе с лопатами в руках рыли вокруг Москвы оборонительные укрепления.
Их звали сестрами, хотя они не были похожи друг на друга. Очевидно, сестринская забота и нежность выдавали их за родных.
- Мне словно крылья сейчас приставлены, как птица свободная в полет отправляюсь. Оденут меня в шинель, сапоги дадут - и стану я бойцом. А как ты думаешь, идет ко мне шинель? Нет, скажи, Марусь, завидуешь ты мне?
- Да ведь неизвестно еще ничего - кем возьмут, куда. В команде ПВО всякие должности бывают, - возразила подруга. - Сразу уже зенитчицей захотела... Погоди, еще обучать тебя надо.
- А ты на счетах щелкать будешь - останешься на фабрике?
И этот прямой вопрос задел за живое Марусю Филимонову. Она вспыхнула, хотелось тут же сказать что - нибудь дерзкое, грубое, но товаром завтра собирается в дорогу, и огорчать ее напоследок не следовало.
Маруся ответила с наружным спокойствием:
- Может, на фабрике останусь, а может... - и она загадочно оборвала фразу.
Долго бродили девушки в тот памятный весенний вечер по переулкам Пресни. Много говорили. На расставание подруга крепко расцеловались.
Наутро Маруся Филимонова пришла в цех. Кто - то спросил ее:
- Проводила, что ли?
- А то, как же? - и она привычным движением открыла ящики стола, вынула счеты и приступила к работе.
Но работа шла не так, как вчера, позавчера... Путались цифры, мешали думы о другом. В обеденный перерыв Маруся сходила к Лиде Волостновой, рассказала ей о своем жгучем желании:
- Как ты думаешь, возьмут меня в зенитчицы или прожектористки? По плечу ли мне это дело? А вдруг скажут: «В следующий раз, набор окончен».
На другой день Лида Волостнова пришла к секретарю комсомольского комитета:
- Знаешь, Миша, я к тебе с поручением. Есть у нас одна девушка, хочет обучиться военной специальности. Просила меня поговорить с тобой.
- Кто же это?
- Маруся Филимонова, счетовод. Девушка очень исполнительная, а главное - желание есть.
- Присылай ко мне, поговорим.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.