Из фронтовых рассказов

М Розенфельд| опубликовано в номере №356, март 1942
  • В закладки
  • Вставить в блог

Невидимка

«Невидимка», «Загадочный человек» - называйте его, как хотите, но старший лейтенант Золотенков и его приключения - живая легенда наших дней. Вот что с ним недавно случилось...

... В сумерках по степи закружила вьюга. Земля и небо скрылись в снежном вихре из виду, когда старший лейтенант Золотенков, закутавшись в белый плащ, проскользнул за линию фронта.

Вскоре он добрался до села Д., остановился у самой большой хаты и притаился у занесенной снегом бревенчатой стены.

Мало кто в части знал, зачем Золотенков ушел о занятое немцами село, да и он сам не представлял, что придется совершить в эту ночь.

На улице было тихо. Сквозь свист ветра слышался хруст снега. К хате, где раньше помещался сельсовет, медленно сходился народ. Люди шли угрюмо, опустив головы, и никто не разговаривал друг с другом.

Ночь выдалась темной. Застыв у стены, стоял Золотенков. Снег падал на его голову и плечи, у ног намело сугроб.

Что же все - таки привело Золотенкова в это село?

Накануне утром разведчики доложили ему, что в селе Д. вывешен приказ: все без исключения жители с наступлением темноты должны собраться в помещении бывшего сельсовета; представители немецких вооруженных сил и староста сообщат населению о новых распоряжениях германского командования.

- Насколько я понимаю, - заметил тогда Золотенков, - на «собрании» будут присутствовать немецкие офицеры. Превосходно! После официальной части, как полагается, мы им устроим концерт.

Вьюга помогла старшему лейтенанту незаметно пробраться в село, и вот он стоит, притаившись у хаты, и ждет...

Но немецкие офицеры не пришли на «собрание». С разочарованием об этом узнал Золотенков у старика, вышедшего покурить на крыльцо.

- Староста держит речь, - мрачно сказал старик, - тошно и горько слушать. А кто вы, собственно, будете? - вдруг заинтересовался он. - Откуда?

Ничего не ответив, Золотенков вошел в сени и стал у порога. Хата была переполнена. Впереди, за столом, стоял староста, немолодой уже человек в добротном черном тулупе, и строго что - то объяснял селянам. Староста надел очки и стал медленно и внушительно читать переведенный на украинский язык немецкий приказ:

- «За укрытие теплых вещей крестьяне будут беспощадно караться. Тот, кто не сдает теплых вещей, будет предан казни».

- Разрешите слово, - внезапно раздался насмешливый голос, и Золотенков, пробираясь сквозь толпу, направился к столу. - Внимание! - объявил Золотенков. - Сейчас будет говорить представитель Красной Армии, старший лейтенант Золотенков.

В хате поднялся шум. Изумленные колхозники повставали со скамеек. Золотенков невозмутимо продолжал:

- Садитесь, товарищи. Сейчас я вам сделаю информацию о речи нашего вождя товарища Сталина, а затем передам последние известия о победах Красной Армии.

Невозможно описать волнение и радость, охватившие людей. Представьте себе онемевшего от страха старосту, который с ужасом ожидал, что будет дальше! Спокойно, подробно и сосредоточенно Золотенков изложил содержание доклада товарища Сталина, сообщил последние вести с фронтов, а потом, распрощавшись с народом, крепко взял дрожавшего от испуга старосту за руку и повел его с собой в ночную темноту.

Труп старосты селяне нашли на другой день за селом, в пустынной степи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Это нельзя забыть

Открытое письмо своей подруге Лиде