Дени Дидро

Я Засурский| опубликовано в номере №633, октябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

В повести «Монахиня», написанной в форме записок молодой монахини Сюзанны, Дидро бичует католическую церковь. Книга была напечатана лишь в 1796 году, через тридцать шесть лет после написания. Но и в XIX веке книга дважды запрещалась цензурой.

«Племянник Рамо», как и роман «Жак - фаталист», написан в форме диалога. Дидро беседует с тунеядцем Рамо, и перед читателем предстаёт во всей своей неприглядности этот алчный, беспринципный буржуазный индивидуалист, который живёт подачками богачей и перенимает воззрения своих хозяев. Роман «Племянник Рамо» высоко оценили Маркс и Энгельс.

В «Жаке - фаталисте» писатель подвергает всестороннему осмеянию аристократическую феодальную Францию, призывает к сплочению всех сил на борьбу против абсолютистской монархии.

«Племянник Рамо» и «Жак - фаталист» были, так же, как и «Монахиня», изданы лишь после французской буржуазной революции. Оба произведения первоначально вышли в свет на немецком языке. «Племянника Рамо» перевёл с рукописи Гёте, «Жака - фаталиста» издал другой великий немецкий поэт - Шиллер.

В 1773 году Дидро по приглашению Екатерины II приехал в Петербург и провёл там пять месяцев. Великий французский просветитель был избран действительным членом Петербургской академии наук, которую он назвал корпорацией «самых знающих людей Европы». В 1774 году Дидро написал «Замечания» на «Наказ» Екатерины II Комиссии по составлению законов, в которых резко критиковал крепостническую Россию. «Она (Екатерина. - Я. 3.) не говорит ничего об освобождении крепостных. Между тем вопрос этот весьма важен», - указывал Дидро. Императрице претил революционный дух «Замечаний». «Это - сущий вздор, - писала она. - Если б мой наказ был во вкусе Дидро, он должен был бы перевернуть всё вверх дном в России».

Дидро высоко ценил достижения русской науки и предсказывал ей большое будущее. Он был знаком с некоторыми трудами Ломоносова. Дидро изучал русский язык, чтобы читать в подлиннике произведения русских учёных и писателей, вывезенные им из Петербурга. Умер Дидро в 1784 году. Буржуазные историки философии фальсифицируют и замалчивают труды великого просветителя, объявляют их устаревшими, лишёнными интереса. Но напрасны усилия клеветников. Передовое человечество, борющееся за мир и дружбу между народами, наряду с другими достижениями мировой культуры взяло на своё вооружение лучшие, прогрессивные стороны наследия Дени Дидро.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены