Конечно, этой выставке, как и всякой другой, предшествовала отборочная комиссия. Но самой строгой комиссией в этот раз была творческая совесть самих художников. Ибо на эту выставку они не могли прийти иначе чем с произведениями глубокими, крупными, взволнованными – о дне сегодняшнем, в котором видят день будущего. День своей страны.
«Мы строим коммунизм» – эта афиша привлекла в дни работы XXVI съезда КПСС в московский Центральный выставочный зал многие тысячи жителей и гостей столицы. Каждому хотелось увидеть нашу славную современность, жизнь советских людей, запечатленную в работах мастеров живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства союзных республик.
Главный герой выставки – наш современник: труженик, созидатель, защитник. И видишь, что его образ создан художниками не только в мастерских, – это как бы продолжение их встреч и бесед с рабочими, колхозниками, продолжение творческих командировок – туда, где сама жизнь. Где живут и вершат дела наши люди.
Картина «Строительство металлургического комбината» Ж. Умарбекова. Стройка залита солнцем – так и вспоминаются слова Маяковского о будущем городе, о будущем саде. Кажется, что мы – свидетели рабочей планерки, видно, импровизированной, которую проводят три молодых строителя. Рабочую тему продолжает серия портретов бригадиров комсомольско-молодежных бригад, графические листы, сюжеты из жизни БАМа, скульптуры, плакаты...
Побывав на выставке, полнее воспринимаешь, глубже осознаешь величие нашей земли, трепетную красоту ее природы, раздельность степей, спокойную синь неба – все то, что вдохновляло художников взяться за кисть. Ты будто шагаешь по этой земле, а навстречу – города и села, заводы и фабрики, и поля, поля...
Хлеб – он в полной мере имя существительное в каждом из произведений о нем. Красочно, поэтично полотно «Сказ о хлебе» М. Савицкого – рассказ о земле, о натруженных руках пахаря, о долгом, полном забот дне, о душистом, горячем каравае...
На выставке было представлено много портретов деятелей советской культуры: актеров, художников, композиторов. Перед портретом Дмитрия Шостаковича кисти народного художника СССР Таира Салахова постоянно зрители. Это и понятно: величием человеческого гения, гигантским напряжением ума и сердца веет от этого полотна.
В живописных полотнах, в бронзе и дереве художники запечатлели жизнь и дела советского человека. Запечатлели свои взволнованные раздумья о времени, о мире на земле, о радости созидательного труда, о счастье.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.