Мы приземлились на хабаровском аэродроме в полдень по местному времени. Был солнечный, жаркий день. Такая погода держалась в течение всего месяца нашего путешествия по этому удивительному краю.
Особенно хорош вид на его столицу со стороны Амура. Заводские корпуса. Лес труб с белым дымом, клубящимся на фоне темных сопок, стрелы портовых кранов... Все это окаймлено лентой Амура, по широченной глади которого букашками ползают катера и моторки.
Идем вниз по Амуру на теплоходе «Хабаров». Громадные сопки в голубоватой дымке все ближе и ближе подступают к берегам реки.
На левом берегу далеко впереди показался причал с традиционными кранами. Вахтенный матрос сообщил:
— Приближаемся к Комсомольску!
Город юности выглядит веселым и нарядным. Кутаясь в свежую зелень, возвышаются светлые корпуса. Тридцать один год назад на этот берег сходили измученные дорогой, но твердо решившие воздвигнуть красавец-город упрямые комсомольцы.
Теперь здесь выросли заводы и фабрики, вузы и техникумы, парки и стадионы, дворцы и клубы, проспекты и площади. Раньше в город можно было добраться только в летнее время, по Амуру. Теперь в Комсомольск ежедневно приходят поезда из Хабаровска и Советской Гавани. А с аэродрома то и дело поднимаются пассажирские самолеты.
...Дорога на Солнечный поразила меня сдержанной красотой природы. По обе стороны шоссе тянутся величественные горы, на вершинах которых кое-где еще лежит снег. Это хребет Сяо-Чан. Далеко в ущелье, путаясь в зарослях и камнях, течет река Силенка.
Солнечный — город будущего. Как и Амурск, он «спутник» Комсомольска.
Его строит и обживает новое поколение комсомольцев. Рассказывают, будто, когда геолог нашел на этом месте кусочек касситерита — оловянной руды, — из-за туч и сопок показалось солнце. Геолог удивленно произнес:
— Солнечное!
Так и появилось это название.
Возводят город Солнечный замечательные люди. Самый старший из строителей — шофер Прокоп Степаненко. Это он вез сюда первую группу рабочих. Дорога была трудная. Чтобы пройти расстояние в 56 километров, понадобилось 10 часов, почти столько же, сколько сейчас уходит на перелет отсюда до Москвы.
Побывав на стройках Солнечного, я видел, как работает молодежь. Светлане Емельяновой, например, всего 19 лет, а она уже хороший каменщик, возводит первый, и в этом смысле исторический, дом будущего индустриального города.
В Амурск пришли ночью. А на следующий день с этюдниками забрались на самую высокую сопку. Великолепное зрелище! Амур здесь разливается широкими рукавами, создавая несколько островов, заросших лесом. Поселок на крутых берегах напоминает нос громадного корабля, что врезался в реку и будто расплескал ее воды по необъятным просторам равнины. Слева — жилые дома, а справа, у самого берега, воздвигаются громадные корпуса крупнейшего предприятия химической промышленности на Дальнем Востоке — целлюлозно-картонного комбината.
Возвращаясь в Хабаровск, мы заехали по пути в нанайский поселок Троицкое. Хотелось познакомиться с коренным населением Приамурья. Когда-то сюда, в глухую нанайскую деревню, добирались неделями, и то в хорошую погоду. Теперь у самого поселка — аэродром. Самолеты ежедневно отправляются в Хабаровск, Комсомольск и другие города края.
И вот снова Хабаровск — город, откуда мы начали свое увлекательное путешествие и где его закончили.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.