Многочисленные диспуты об идеологии и путях советского кино, волной прошедшие по всему СССР в конце 1927 года, вынесли суровый приговор нашим кино - организациям за их нездоровый уклон в работе на потребу и вкус обывателя и мещанина.
Целый ряд вопросов и тем, совершенно необходимых и нужных для нашей повседневной работы, находились как бы вне поля зрения кино - организаций. И в первую очередь кино не могло ничего предъявить в активе для своего основного потребителя и посетителя в городе, деревне, клубе - для молодежи.
Тем более, весьма значительным является сдвиг, происшедший в политике кино - организаций. Итоги 1927/28 г. оказались особенно благоприятными в области создания так называемой молодежной фильмы.
За этот период времени выпущен ряд картин, остро ставящих и разрешающих важные проблемы и вопросы быта молодежи и комсомола. «Парижский сапожник», «Зеленый шум», «Китайская мельница», «Дон Диего и Пелагея», «Кружева», «Свои и чужие» - в свое время нашли себе подробную оценку на страницах «Смены».
Повсеместно эти картины вызывали большие споры и дискуссии, так как молодежь, просмотрев их, не могла не реагировать на те вопросы повседневной ее жизни и работы, которые нашли свое отражение на экране.
Ряд низовых комсомольских организаций, учтя огромный интерес, вызываемый этими картинами, решил использовать их для своей политико - воспитательной работы среди молодежи, Таким образом, по почину комсомольской общественности, кино сделалось агентом культурно - бытовой пропаганды, помощником комсомола.
Формы работы с молодежной картиной слишком многочисленны, чтобы их можно было предусмотреть. Тут и постановка докладов о быте, об отношении к девушке, о роли стенгаза в клубе, о вовлечении ребят в нужное коллективу строительство, организация судов над комсомольцами - героями картин и т. д. Уже имеется несколько ярких примеров проделанной работы.
Интересный опыт устройства суда над героями картины «Парижский сапожник» был проведен по инициативе комсомольской ячейки в артлагсборе дивизии. Вот что пишет о нем комсомолец тов. Трифонихин:
«Все возмущались поведением секретаря комсомольской ячейки - сухого начетчика, который, зарывшись в книги, не видел действительности своей ячейки, не знал, чем она болеет. Все одобряли поведение глухонемого Кирика. Возмущались поведением Андрея, бросившего забеременевшую девушку. После прений сторон «суд» постановил: Андрея из комсомола исключить, и о случившемся поставить в известность прокуратуру. Секретаря ячейки с работы снять. Сапожника Кирика оправдать».
Больше того. Помимо общей оценки картин, работницы Свердловского завода им. Ленина (Урал), собравшись после просмотра «Кружева», особенное внимание уделили выявлению на экране типа молодой работницы - активистки в исполнении артистки Н. Шатерниковой. Они разобрали его по косточкам и в результате пишут в Москву на кино - фабрику Совкино сие письмо за 12 подписями: «Тип молодой работницы - активистки, созданный артисткой Шатерниковой, вполне соответствует современной действительности. Мы рекомендуем артистке Шатерниковой совершенствоваться в дальнейшем для достижения еще большей художественной правды. Мы, работницы, стремящиеся к новой жизни, к новому быту, объявляем ее нашим другом и товарищем, надеясь получить от т. Шатерниковой и в будущем правильный образ наших рвений к новой жизни».
Эти примеры достаточно ясно указывают, что могут сделать комсомольские ячейки в работе с молодежным фильмом.
Нередки также случаи, когда, благодаря отсутствию умелой инициативы устроителей просмотров, ребята расходятся тотчас же после окончания картин. И это в то время, «когда хотелось высказаться, кричать от радости, что видишь на экране свое близкое, родное свои болезни и достижения, видишь свой родной комсомол», - пишет комсомолец Василянский из Донбасса о картине «Зеленый шум».
Молодежные фильмы у нас есть, и мы должны их использовать.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
От советской гавани до Хабаровска