Без принуждения

Н Михайловский| опубликовано в номере №107, август 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

Колония для беспризорных имени ОГПУ

1. Редактор Штруп и Малыш

КОГДА редактор Штруп из Штутгарта узнал о существовании в России бюро обслуживания, он обмакнул перо в чернила и написал запрос: «прощу не отказать в любезности сообщить мне, обеспечена ли в СССР юридическая личная свобода гражданина от вмешательства чинов VIIV в его частную жизнь и какие пути предусмотрены законом для защиты их от вмешательства этого государственного учреждения?» Этот редактор Штруп вкупе со своими заграничными коллегами слышал, «будто в СССР неприкосновенность личности и гражданская свобода не гарантированы».

Едва ли редактор Штруп знал о существовании в самой СССР его единомышленника карманника Малыша.

А Малыш, когда его вели из Бутырской тюрьмы во вновь организованную VIIV трудовую коммуну для беспризорных и молодых преступников, думал примерно так про советскую власть:

«Знаем мы их, наставили по всем углам крючков и ментов для уловления его - Малыша и думают провести старого воробья на мякине».

Как видите, ход его мыслей не очень отличался от представлений о советской власти редактора Штрупа и его коллег, и Малыш тоже «протестовал». Правда он не писал писем в редакции, не запрашивал «Бюро обслуживания», не апеллировал к общественному мнению, он просто незаметно отстал от «дяди Сережи» и сплетовал в один из многочисленных переулков Сухаревки.

Не веселее были мысли и других «Малышей» и «Шариков», которых при организации Трудовой коммуны взяли для опыта из тюрем и домзаков и свезли в Болшево.

И если они не бежали, то лишь из простейшего соображения:

- Поглядим..... а ежели что, то лыжи навострить плевое дело.

2. Маленькая Россия внутри большой

Эти слова написал французский писатель Анри Барбюс в книге посещений Трудовой коммуны ОГПУ.

Писателя поразили методы постановки дела в этом исключительном учреждении, методы перевоспитания «социально опасного» элемента.

Когда Шарики, Малыши и другие ребята, почти забывшие свои настоящие имена и откликающиеся только на клички, пришли в коммуну, они прежде всего решили обследовать, где стерегут их «менты». По огромному парку, по домам и службам бродили ребята, удивляясь, как хорошо маскировалась тюремная стража. Наконец, им вздумалось посмотреть, что будет, если они выйдут из самой колонии. Они подались на станцию. Но и тут никто не задержал их. Это так поразило ребят, что никому и в голову не пришло бежать. Все они в определенное время вновь сошлись к коммуне, поужинали и легли спать. Так был сделан первый самый трудный шаг удержать ребят в коммуне.

Коммуна ОГПУ существует около 4 лет и в течение этого времени она прошла целый ряд этапов.

Первое и основное правило коммуны - отсутствие, какого бы то ни было нажима со стороны администрации. Ни заведующий домом - «дядя Сережа», ни его помощники не издают каких - либо приказов сверху, все дела в коммуне решаются сообща, общим собранием, собирающимся раз в неделю. Для того, чтобы не загромождать общее собрание мелкими частными вопросами, из числа ребят выбраны комиссии, ведающие той или иной областью управления коммуны. Здесь и вещевая и хозяйственная комиссии, и культкомы, и производственные совещания, и т. д. и т. д. Даже «суд» находится в руках самих членов коммуны. Для этого существует конфликтная комиссия, разбирающая те или иные проступки членов коммуны и выносящая дисциплинарные наказания, от штрафа и до ареста включительно. Эти постановления конфликтной комиссии санкционируются общим собранием и только после этого вступают в силу.

3. Труд и быт

Есть в коммуне четыре нерушимых условия, которым должен подчиняться каждый ее член: не пить, не нюхать кокаин не опаздывать на работу, не воровать. За эти проступки особенно строго карает конфликтная комиссия и общее собрание членов коммуны. Член коммуны должен знать, что жизнь его и его здоровье, его труд и его отдых безраздельно принадлежат обществу. Он должен знать, что, пьянствуя или опаздывая на работу, он наносит вред не только себе, но и всей коммуне.

А жизнь коммуны с утра начинается трудом. В коммуне 4 механизированных мастерских, 4 маленьких фабрики. Работа в них обязательна для всех. Обувная фабрика выпускает в месяц до 300 пар спортивной обуви; слесарно-механическая вырабатывает, главным образом, коньки, - до 30.000 пар в год. Трикотажная фабрика изготовляет спортивные костюмы, шарфы, шапочки, вязаные кофты, майки и т. д. Деревообделочный цех работает над «простейшей мебелью, санками и т. д. В текущем году он собирается выпустить первую партию лыж.

Продукция мастерских коммуны поступает в магазины спортивного общества «Динамо». Так самоокупается коммуна. При коммуне имеется также и маленький совхоз.

Каждый прибывающий в коммуну выбирает себе специальность по наклонностям. Он начинает работать в той или иной мастерской с самых (простейших работ и мало - помалу квалифицируется.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Игра в любовь

Продолжние

В дебрях приморья

От советской гавани до Хабаровска