Дело командора

И Росоховатский| опубликовано в номере №941, август 1966
  • В закладки
  • Вставить в блог

Петр продолжал опыт. Он включил рентгеностимуляторы и за несколько секунд восстановил пораженную ткань. Одновременно он просматривал память шлема, сравнивая эти сведения с тем, что видел в ходе опыта. Он обнаружил очень интересное упоминание об опытах доктора Вайнера. «Постой, постой, — сказал он себе. — Кажется, это именно то, что мне нужно».

Вайнер выращивал колонии стафилококков на питательном бульоне, а затем действовал на них различными антибиотиками. Всякий раз колонии погибали, бульон становился прозрачным. Но где-то все же оставалось едва заметное в оптический микроскоп пятнышко. Это уцелели жалкие остатки колонии. Они приобрели устойчивость к данному антибиотику и передали ее потомству. Так доктор Вайнер получил в конце концов штамм золотистого стафилококка, устойчивый ко всем известным в то время антибиотикам. А затем, действуя на него нагреванием, высушиванием, вакуумом, Вайнер вывел стафилококки, способные образовывать споры.

Петр увидел диаграммы и фото. На одном из них что-то очень знакомое... Ну, конечно же, они похожи! Именно таким путем из обычного возбудителя ангин и образовался этот неуязвимый возбудитель асфиксии-Т. Много столетий медицина боролась против ангин, изобретая все более действенные средства, — и... вывела возбудителя асфиксии-Т!

«Значит, первый случай этой болезни и прилет ракеты — простое совпадение! Микробы с планеты, о которой рассказывал Истоцкий, и возбудитель асфиксии-Т, не имеют ничего общего, — думает Петр. — Штурман никого не заражал на Земле, он сам заразился. Командор Кантов не нарушил своего долга. Первая часть вопроса решена. Но есть и вторая: как бороться против асфиксии-Т? Если ее возбудитель был «выведен» таким необычным путем, то в его генетической памяти не могут храниться сведения о первых грубых лекарствах, которые применялись несколько столетий тому назад. Против них у него не должно быть защиты. Надо попробовать древние средства. Например, раствор соды с солью...»

— Уже сделано, Петр, — сказал Зевс, подходя к нему. — Я пришел к таким же выводам и проверил их. Возбудитель образовывает споры лишь в ответ на известные ему яды. А с содо-солевым раствором он незнаком и не прикрывается «щитом». Несколько полосканий горла раствором — и больной здоров.

Перед тем, как доложить совету...

Павел Петрович все еще не мог решиться... «Как мы скажем ему? Нет ничего больнее этого наказания. «Карантинный недосмотр». А он знает, что стоит за этими словами...»

Павел Петрович хочет представить лицо Кантова, но перед ним всплывает лицо умершей жены. Следователь укладывает пленки с показаниями свидетелей: на случай, если обвиняемый захочет познакомиться с ходом следствия, с логикой людей, которые вели его. Но Кантов не захочет — в этом Павел Петрович уверен.

«Лучше бы он захотел. А вдруг там можно найти какое-то отклонение от логики, неточность? Тем более, что из-за его ошибки...»

Вспыхивает сигнал «разрешите войти». Павел Петрович машинально нажимает кнопку телеэкрана и видит гиганта.

«Не ко времени», — думает Павел Петрович, но приглашает войти.

— Здравствуйте, — говорит Петр.

— Здравствуй, — отвечает Павел Петрович. — Вот собираюсь в Совет по делу Кантова...

Он готовится сказать, что оно уже закончено, что командор виновен, но неожиданно, впервые за все время, что знает Петра, тот перебивает его:

— И я к вам по тому же делу.

«Он выяснил что-то новое, очень важное».

— Возбудитель асфиксии-Т — мутировавший стафилококк.

«Несколько деловых слов, сказанных нарочито небрежно... Что понадобилось Петру, чтобы добыть их? Этого он все равно не скажет». И Павел Петрович невольно произносит то, что можно уже не говорить и что звучит просто, как вздох облегчения:

— Значит, он не виновен.

Петр словно не замечает его слов, словно не понимает, что они — признание: «Раньше я пришел к иному выводу».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены