У него была привычка тыкать в слушателей пальцами, как будто это делало его доказательства весомей. И вот когда его длинный указательный палец уперся в мою грудь, я заметил, что ноготь на нем синий, словно его придавили.
— Ты, кажется, ушиб себе пальцы о слушателей, — пошутил я, и он невольно взглянул на свой указательный, а потом на остальные пальцы. Ногти на всех были синими, как лазоревые камешки.
И, знаете, первым придал этому значение он. Именно он, а потом уже доктор и командор. Может быть, Семенов вспомнил, что притрагивался к дверям камеры, где стояли те два робота. Первым делом он решил проверить, что стало с ними.
Вместо роботов мы увидели на экране две кучи трухи. Зато стены камеры мерцали и переливались, словно в них были вкраплены алмазы и рубины.
Как вы понимаете, первым делом Семенов отызолировался от всех нас. Вместе с ним, вопреки указаниям командора, остался доктор. Командор ничего не мог поделать: в данной ситуации параграфы Устава давали врачу широкие полномочия. Но уж остальным участникам экспедиции командор запретил даже касаться двери каюты, где находился больной. Еду Семенову и доктору доставлял транспортер, причем та часть его, которая входила в каюту, всякий раз отсекалась и ликвидировалась.
Через несколько часов доктор сообщил, что все средства, которые имелись в его распоряжении, бессильны. Микробов ничто не брало. Существа, выжившие в условиях этой планеты, неуязвимы. Состояние Семенова ухудшалось, повысилась температура, появились признаки удушья...
Павел Петрович незаметно подал знак Петру — асфиксия-Т начиналась с легкого удушья, которое быстро нарастало.
— Как это ни странно, доктор не заразился от Семенова. Да и у кибернетика наступило облегчение, спазмы в горле прошли. На память о болезни остались только синие ногти. И еще одно: титановый перстень, который он не снимал с пальца, — память о ком-то, — рассыпался в прах.
Мы понимали, что радоваться рано: болезнь могла возобновиться у нашего товарища с новой силой, возможно, она протекала приступами.
Командор все эти часы был угрюм и молчалив. Он вызвал меня и приказал прощупать ультразвуковыми и мезонными лучами стенки камеры, где находились две груды металлической трухи — остатки роботов.
Представьте себе мое состояние, когда зеленый луч на шкале мезомикроскопа начал рисовать пятна, показывая образовавшиеся в стенах камеры эрозии и поселившиеся там колонии микробов. Мы попробовали применить против них ионный душ, различные жидкости — ничто не помогало. Появлялись все новые и новые колонии. Они питались металлом, росли на нем быстрее, чем бактерии на агаре.
Командор торопил Антона, выяснявшего структуру микробов. Исследования затруднялись тем, что наш биолог был знаком с объектом лишь «заочно» — через целую цепь передач с экрана на экран. Он применил микроманипуляторы, но это не давало высокой точности при анатомировании микробов.
Параллельно командор по видеофону все время советовался с Семеновым. Они пытались выработать план связи с «мозговыми центрами» микробов, находящимися в туннелях.
Туда были высланы еще два робота. На наших экранах снова появились мерцающие стены с вкрапленными в них «черепашками». От прежних наших роботов в туннелях не осталось и следа, зато «черепашки» в отдельных местах стен разрослись и уже не мерцали, а сверкали.
Командор передал изображение ракеты, затем изображение туннеля, которое было им хорошо известно. Он показывал, что, когда гаснет изображение ракеты, гаснет изображение туннеля. Это должно было означать одно: «Прежде чем вы уничтожите ракеты, мы уничтожим туннели».
В течение трех часов он беспрерывно посылал световые сигналы, используя уже проверенные элементы «азбуки» и вырабатывая новые. Но «разговор» не становился содержательным. Вот примерно то, что я запомнил из него:
Командор:
«Вам необходим для размножения металл?»
Они:
«Металл».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
9 ноября 1929 года родилась Александра Николаевна Пахмутова