Пути - дороги... По ним прошагал путивльский паренёк, брошенный волной Великой Отечественной войны в ряды грозной армии «деда» Ковпака, от Путивля до предгорья Карпат; по ним пришёл он в Донбасс. С ним сроднился, им был обучен, воспитан, возвышен. Шахта влекла к себе прохладой подземных туннелей, суровостью тяжёлого, но благодарного труда. Первый день работы в ремонтную смену, когда лесогоны гоняли крепёжные стойки по штрекам, а затем спускали их в лаву, показался Анатолию будничным, простым, отнюдь не романтичным. Вместо того, чтобы его усилиями уголь из лап земли высвобождался на волю, он должен подгонять вагонетки с лесом к гезенку, а потом вместе с бригадой транспортировать лес по лаве. И хотя Анатолий был хорошим лесогоном, он всегда завидовал забойщикам и часто задерживался после окончания смены, чтобы посмотреть, как спокойный и расчётливый Даниил Ганжа начинает подрубать куток и затем гнать уголь. В работе старого забойщика была видна долголетняя сноровка. Он рубал отбойным молотком с умом, знал, чувствовал уголь.
И когда на заседании комитета комсомола Анатолия Кривопишина, только что принятого в члены ВЛКСМ, спросили, какие его планы на будущее, он ответил:
- Пойду в забой!
Молчаливый Ганжа был его первым учителем. От него он унаследовал ритмичность в работе, смекалку, живость, ибо что за шахтёр без живинки!
... И вот разговор в комсомольском комитете:
- Здорово, Марковский! Есть к тебе один вопросик...
- Здравствуй, Кривопишин. Секретарь комсомольского комитета.
Иван Марковский оторвался от телефонной трубки, пододвинул блокнот и взял ручку.
- Что ж с молодёжным участком? Забыли о решении комсомольского собрания? А я насчёт этого...
Марковский открыл стол, вынул папку, медленно развязал тесёмки, достал лист бумаги, прочитал и молча передал Анатолию. Это была резолюция комсомольского собрания о создании на шахте молодёжного участка. Синим карандашом, размашистым неровным почерком поперек всего листа была сделана надпись: «Пом. нач. шахты. Разъясните им, что это чепуха. Гвоздырьков».
- Неужели это сам Иван Егорович написал?
- Сам. Делать нечего, - сказал Марковский.
Но что за шахтёр без живинки?
- Добиваться надо, - сказал Анатолий. И началось. Оказалось, не чепуха. После бурного заседания комитета пошли в шахтпартком, к Стрельникову. Оттуда вместе с парторгом - в райком. Там быстро нашли управу и на «самого Ивана Егоровича». Это была победа. Комсомольцам предложили взять хороший участок на пласту «известнячка». «Будете греметь!...» - говорили им.
- А зачем нам греметь? Искушение, конечно, велико, но ведь и шахту надо вытягивать.
Решили, что лёгкий путь не для комсомольцев. Им приглянулся другой участок, тот, который не выполнял план.
Это был участок № 1 на пласту «аршинка».
Анатолий стал бригадиром. В его бригаду вошли молодые забойщики - комсомольцы Александр Милющенко, Павел Вишневский, Афанасий Корвежкин, Иван Звягинцев, Владимир Таланец. Но на первых порах участок продолжал недодавать уголь. Анатолий, только что получивший звание мастера, учил своих товарищей по методу Ганжи - методом показа, примером.
В один из дней Анатолий спустился в свой уступ. Вместе с ним пришли два его товарища. Сегодня он учитель, они его ученики. Им предстоит крепить лаву. А завтра он будет наблюдать за работой их отбойных молотков. Учитель станет крепильщиком, ученики - забойщиками. В эту смену, или, как принято на шахтах говорить, в эту «упряжку», Анатолий выполнил норму на 1080 процентов, нарубив угля столько, сколько должен был дать за смену весь участок. Назавтра товарищам неудобно было подвести. Они старались, как могли. Кривопишин, проворно раскрепляя лаву, помогал то одному, то другому. Об успехах участка заговорили. Впервые за много месяцев на доске показателей, что висит в нарядной, торжественно перенесли участок № 1 с «улитки»
на «экспресс». Нужно было удержаться на завоёванных позициях. Разгорелся огонь социалистического соревнования. Молодые забойщики стали ежедневно давать по три - четыре нормы. В период подготовки к XIV съезду Ленинского коммунистического союза молодёжи Украины молодёжно - комсомольский участок шахты имени Калинина завоевал первенство в соревновании. Вместе с Анатолием Кривопишиным, членом комсомольского комитета и комсоргом участка, пятилетние задания выполнили комсомольцы - забойщики Афанасий Корвежкин, Павел Вишневский, Владимир Таланец и Александр Милющенко. Слава о бригаде Кривопишина полетела далеко за пределы Донбасса. Комсомольцы Украины послали знатного забойщика на Всесоюзный съезд комсомола...
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.