Поговорите с ударниками - забойщиками Горловской шахты № 1, и вы услышите совершенно новые мотивы, узнаете о совершенно новых чувствах, которыми охвачены шахтеры при спуске в шахту. Это - чувство гордости за свой участок, за свою шахту, здоровое чувство соревнования, чувство уверенности в своей силе, любовь к своей работе и своей шахте.
Вот эти чувства этих людей надо воспеть в песнях. Разве не просится в песню Никита Изотов - лучший забойщик, герой социалистического Донбасса? А ведь до сих пор такой песни нет.
И нет ни одной песни, воспевающей новое, социалистическое отношение к труду, любовь к своей работе, своей профессии. Донбассу нужна новая производственная песня.
Нужна песня, воспевающая пафос овладения техникой, любовное отношение к машине, к механизму. Нужна песня о врубовой машине и ее хозяине - машинисте, об электровозе, о коногоне.
А сколько еще незатронутых волнующих тем для бытовой песни в Донбассе! До сих пор Донбасс поет старые, немного подновленные «девичьи страданья» и бытовые частушки, отображающие старый дедовский быт и отживающие отношения между девушкой и парнем. Основной мотив «девичьих страданий» - преимущественно презрение к шахтеру. Эти настроения шли из деревни, где работа шахтера считалась проклятой. Деревенские девушки до революции уходили на рудник на временную работу, чтобы собрать деньжонок на приданое и вернуться в деревню к своему жениху. Поэтому в старой деревне всячески поддерживалось презрительное отношение к шахтеру. И сама жизнь шахтера до революции - беспросветная, тяжелая - не могла привлекать девчат.
И сейчас еще, когда коренным образом изменилась жизнь шахтера, когда он из раба превратился в хозяина, до сих пор поются эти частушки в Донбассе. Девчата из 21 - го общежития поют:
С неба звездочка упала,
Четырехугольная.
Вышла замуж за шахтера,
Была малохольная.
Горловских ребят
По походке можно узнать -
Ноги длинные, кривые,
Штаны рваные, худые.
А ребята в своих «страданиях» отмечают:
В Горловке есть кукушка,
Ходит задом наперед.
В Горловке девок много,
Никто замуж не берет.
Мужские «страдания» подчеркивают зависимость женщины, свое издевательское к ней отношение, желание погулять и потом бросить, т.е. все то, чем был так полон быт дореволюционного Донбасса и что в значительной степени совершенно изменилось в настоящее время. Еще очень много в песнях и в бытовых «страданиях» старого, принесенного из деревни, из арсенала вековых дедовских обычаев и законов, давно поколебленных революцией.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.