Давайте споем

Э Эстрова| опубликовано в номере №247, июль 1933
  • В закладки
  • Вставить в блог

Или в контору задолжал?

Гудки тревожно прогудели,

Шахтеры с лампочками идут.

А молодого коногона

С разбитым толовом несуть.

Прощай, продольно - коренная,

Прощай ты, запад и восток,

Прощай, Маруся ламповая,

И ты, товарищ тормозной.

Песня такая жалостливая, если хотите, лирическая. Поэтому, видимо, она является любимой песней шахтеров до сих пор.

А по существу это - вредная песня, воспевающая, возводящая в ореол старого коногона дореволюционной шахты. Из песни на нас глядит этот коногон, воспитанный капиталистической шахтой. Вот он с залихватским чубом на голове и с десятиметровым кнутом мчится по штреку со своей партией вагонов, нагоняя на всех ужас. Задавить тормозного, покалечить пару лошадей, забурить партию вагонов - вот в чем выражается «удаль молодецкая» такого коногона.

Это уходящий тип коногона на шахте. Правда, еще кое - где встречается тип старого забубенного коногона. Но рядом с ним уже вырос новый тип коногона - хозяина своей шахты, своего штрека, своей лошади, коногона культурного, знающего шахту, любящего и уважающего свой труд.

Уже 15 лет на шахте нет штейгера, а песня коногона по - старому поет о произволе штейгера.

Почему же до сих пор нет песни о новом коногоне? И не только о коногоне. Мы живем в величайшую историческую эпоху, когда меняется не только лицо Донбасса, но когда коренным образом переделывается и сам шахтер, его отношение к своему труду.

Вы послушайте, какие песни, тусклые и мрачные, поет Донбасс о труде шахтеров:

Вот пришло время в клеть садиться,

В сердце грусть одна, тоска.

Сам не знаю, что случится,

Живьем ли вывезут меня.

Эту песню пели мобилизованные комсомольцы на шахте № 5 (Горловка). Откуда эти мрачные мотивы? Откуда грусть и тоска? Откуда такое беспросветное отношение к труду шахтера? Разве оно не навеяно ужасами старой капиталистической шахты?

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены