Сиятельный наместник края Гондатти презрительно называл свою вотчину «комариной пустыней». Наука почтительно поддакивала. Для своего времени это было истиной, которую никто не пытался оспаривать. Даже маститый исследователь Азии Андреевич, видавший больше других, заявлял с апломбом тюремного инспектора:
- Дальний Восток есть страна холодов, не» пригодная для жизни и ценная для государства лишь в смысле ссылки.
Чем же был Дальний Восток?
Официально это была часть материка. Практически на востоке страны лежал плохо разведанный остров величиной с пять Франций и с населением Ленинграда. Остров снабжали извне, так же как Шантарские острова или Камчатку: уральским чугуном, винчестерами из Канады, углем Черемхова, сибирским маслом, венскими стульями, кубанской пшеницей, керосином Нобеля и водкой Смирнова.
Остров лежал огромным желудком с тонким пищеводом - Великим сибирским путем. По этому пищеводу через тайгу, болота и сопки лениво сочилась отечественная спекулятивная предприимчивость. Ни размахом, ни планово - костью не отличалась загребистая экономика того времени. Города поднимались у гаваней на перевалочных пунктах золотоискательских партий. Переселенцы тянулись на голые ладони степей к местам, похожим на Украину.
Европа и Америка держали «шефство» над краем. Они снабжали его всем, кроме воздуха: пароходами почти фультоновской эпохи, спичками, манильским тросом, цинковыми крышами для городов, вениками, малосильными дизелями, кайенским перцем, молотилками и даже пресной водой из Японии.
В 1932 г. Дальний Восток, делая огромный по напряжению и темпам разгон во вторую пятилетку, еще расплачивается за долгие годы опеки отечественных и заграничных спекулянтов.
«Советская нефть» встретила пароход «Жорж Филиппар», возвращаясь с Дальнего Востока. Туапсе - Владивосток - постоянный рейс советских нефтевозов. Баку и Грозный питают тракторы, автомобили, самолеты края. Повинуясь экономическому абсурду, керосин идет вокруг Азии полтора - два месяца. Нефтяные баржи могут доставлять по Амуру сахалинскую нефть в 8 - 10 дней.
Вторая пятилетка прекращает путешествие нефти на Дальний Восток. С 1933 г. нефть течет только с Сахалина. Даже теперь, когда земля только начинает раскрывать свои недра, известны 20 месторождений нефти. Ее перламутровые пятна встречают охотники в горных хребтах Сихотэ - Алиня; она всплывает на ручьях и озерах Камчатки, в 50 километрах от Берингова моря. Но основные подземные резервуары - на Сахалине. 350 километров восточной части острова пропитаны нефтью от реки Ландри до Охи. Ее качество выше бакинской. Есть места, где жидкая светлая нефть дает 44 проц. керосина.
В 1937 г. нефтяные вышки Сахалина будут гнать в порты по нефтепроводам 1 1/2 млн. тонн нефти. В 1933 г. вступит в строй догоняющий по технике Баку нефтеперегонный завод в Хабаровске. Его крекинги дадут краю необходимые моторам бензин, керосин и лигроин.
Чугуном, сталью и медью Урала до сих пор живут предприятия края. Каждый километр прибавляет к стоимости тонны металла 3 копейки. 7 тыс. км. - 21 рубль. Поэтому каждая тонна магнитогорского чугуна стоит во Владивостоке 106,5 рубля, кузнецкого - 104, лысьвенского - 113 рублей.
Если Дальний Восток не прекратит эти прогулки чугуна, в 1937 г. он потеряет на перевозках 12 млн. рублей. 31 тысяча вагонов (сплошная цепь их занимает 130 км.) составит четверть всего грузооборота железных дорог.
Потеряет ли край 12 млн.? Инженер Витгефт, геолог Борейша, другие экономисты и исследователи отвечают:
- Нет. Во втором пятилетии ЦК партии получит телеграммы из тайги Хингана и Сучено - Ольги.
«Задуты домны малого Хингана».
«Первый чугун Ольгинского комбината отличен по качеству».
560 млн. тонн руды Малого Хингана тянутся на 120 км между линией железной дороги и водной магистралью Амура.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.