К дню Октябрьской революции должно быть уложено «золотое звено» Байкало-Амурской магистрали. Наверное, уже в тысячный раз смотрю я на карту БАМа. И с каждым днем «пунктирчик», соединяющий бригаду Александра Бондаря и мою, становится все меньше и меньше. Счет идет уже на какие-то километры. А позади – три с лишним тысячи победных, трудных, непохожих. Позади десять лет работы.
Я смотрю на своих ребят и думаю: ведь это треть их жизни! Как нелегко бывало порой, а никто из них не жаловался, не ныл, не уехал домой. Каждый вырос не просто физически – каждый создал здесь свою судьбу.
Когда еще только все начиналось, одним из главных наших лозунгов было: «Мы строим БАМ, БАМ строит нас!» Тогда еще мы не могли полностью осознать и оценить, как верен этот лозунг, как точен. Мы еще не представляли, какую громадную роль сыграет БАМ в нашей жизни.
Здесь, на ветрах и стуже зимой, в летний зной, пропитанный комарами, закаливаешься, ощущая на своих плечах груз высочайшей ответственности: за тобой следит вся страна. Здесь не только воспитывался характер, цементировалась воля – здесь выработался свой, бамовский стиль работы. Что это значит? Это не просто быстрый темп и высокое качество. Это прежде всего надежность. Надежность, несмотря ни на какие трудности.
В этом году нашей бригадой уложен путь по самой суровой и высокогорной котловине БАМа – по Чарской котловине. И морозила-то она нас и с ног-то сбивала... Да только бамовцы – народ привычный, их насквозь не проморозишь: не поддаются, да и не замерзнешь, работая-то. И вот на подходе к поселку Чара мы достигли рекорда укладки – 4,6 километра за смену. Затем подошли к озеру Леприндо, из которого вытекает река Чара. В поселке Леприндо на Первомай уложили очередное «серебряное» звено.
Затем путь шел через Кодарский тоннель. Вот тут-то нам пришлось сделать вынужденную остановку: управление «Бамтоннельстрой» не справилось с графиком проходки и бетонирования. Обидно было терять время из-за чьей-то нерасторопности. Ведь мы знали: потом все равно придется наверстывать. Вот по таким причинам, не от нас зависящим, скорость нашего продвижения не всегда одинакова, хотя в целом мы идем хорошо. Говорилось и писалось об этих причинах много. Хочу только сказать: бригада делает свое дело добросовестно и, если обстановка требует, работает, не считаясь ни с временем, ни с усталостью. И еще такая деталь: бригада отказалась от дополнительной оплаты за работу в выходные дни, хотя приходится наверстывать время, потерянное не по нашей вине. Но это совсем не из-за безропотности и готовности «все понять и все на своем горбу вывезти». Ребята зубастые, требовательные, далеко не тихони. Выкладывают все, говорят без обиняков. Несколько лет назад, когда я собирался возглавить коллектив, меня предупреждали: бригада сложная, непокладистая, ершистая. Признаться, мне, кадровому железнодорожнику с девятнадцатилетним стажем бригадирства, далеко не все было понятно и приемлемо в бригаде. Казалось, слишком много спорят и обсуждают. Много требуют. А ведь чего только на стройке не бывает, кто не ошибается. Бывали сбои и у нас... Но я быстро понял, что твердый характер бригады нужно сохранить. Ведь главное, чего добивалась бригада, – честного и прямого ответа за свои дела у всех подразделений. Не хотят ребята покрывать авралами организационные и другие огрехи.
Наш бамовский девиз: «Я – хозяин стройки» – не просто высокие слова. Каждый строитель БАМа знает им цену. Ведь требуют-то ребята, добиваются своего, потому что стали они здесь настоящими хозяевами, многие корнями вросли в БАМ, жить здесь остаются. Хозяева – и болеют за дело, спрашивают строго. Помню, как появилось здесь движение «Сохрани березку». Не случайно появилось, поняли строители, что порой за строчками плана и верхушек деревьев-то не видать: погибали деревья. А надо сохранять каждое. Тайга большая, но нет в ней лишних стволов.
По темпам сближения наших бригад судят о том, как обстоят дела на строительстве БАМа. Мы завершаем огромную работу, которую ведут мостовики и механизаторы, тоннельщики и монтажники. Скорость движения путеукладчика обнадеживающая: обязательство досрочной стыковки будет выполнено. Однако стыковка – еще не конец. Работа завершится только тогда, когда вся магистраль будет введена в действие.
Но где бы ни пришлось в дальнейшем трудиться нашим ребятам, я уверен, их стиль работы останется банковским. Потому что это уже не просто привычка – это уже у них в крови. Черта характера, заложенная БАМом.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Политический детектив
Как в некоторых первичных организациях выполняются комсомольские постановления