- На сколько пари?
- Проскочит - ваша сотня, а убьют - моя.
И было заключено чудовищное пари, где ставкой была жизнь человека.
Лошадь домчала артиллериста до деревушки, человек остался жив.
Чиновник торжествовал победу: он выиграл сто рублей. Поручик ругался последними словами. Для обоих ездовой не был человеком - он был только картой в азартной игре, не больше того.
Об этом поручике вспоминаешь сейчас, как о чём - то неправдоподобном, совершенно невозможном, как о какой - то бредовой выдумке. Но тем не менее это была не выдумка. В борьбе с таким нравственным уродством рос и закалялся наш народ. Победив, народ облагородил жизнь высокой моралью, свободным проявлением глубокой любви своей к родной стране, ко всему, что есть лучшего в человеке. Но на Западе и посейчас хозяйничают господа вроде этого поручика, о котором я вспомнил. Судьба народов для западных реакционеров - карта в азартной игре на большую ставку, на миллионные прибыли.
Чувство правоты своего дела, моральной его чистоты и высоты придаёт гигантские силы человеку, создаёт героев, порождает массовый героизм. Наша литература в лучших своих произведениях эту правду жизни нашей воплощает в образах, дающих пример поколениям людей. Павел Корчагин - знамя нашей молодёжи. Молодые писатели, выступившие в последние годы с первыми своими произведениями, развивают в этом смысле лучшие традиции нашей литературы. Мне кажется, что в повести Добровольского «Трое в серых шинелях» лучшее место то, где герой повести поворачивает обратно во время лыжного кросса, отдаёт свою победу на лыжном кроссе и одерживает победу гораздо большую - спасает товарища. Это норма нашей жизни, это правда, которой мы живём и к которой мы так привыкли, что в повседневных поступках людей не всегда и замечаем её.
Недавно я прочёл небольшую книжку, вышедшую в Пскове. Книжка эта называется «Ясски», автор её - И. Виноградов, молодой газетный работник, бывший партизан. Книжка эта носит скромный подзаголовок - «Очерк о партизанской борьбе». Эта просто написанная книжка напоена до краёв теплотой высокого большевистского товарищества. В ней есть рассказ о Юре Иванове, юном герое знаменитого Партизанского края. Раненый, он попал в плен. Он выдержал все пытки, а когда его повели на казнь, он вдруг сказал: «Развяжите руки, я хочу помолиться». «Немецкий офицер даже подскочил, - рассказывает очевидец, старик - колхозник, - значит, сломили всё - таки волю комсомольца - партизана. Бога вспомнил. И немец приказал развязать руки... Вижу: Юра правую руку поднял, стал он пальцы сжимать, да не крестом, а в кулак, и как ахнет немца в морду, тот так и шлёпнулся на землю. «Вот тебе партизанская молитва!» - крикнул парень... Это мальчишка - то! Школьник!...» Юра Иванов был тут же убит.
Старик - колхозник сказал про фашизм: - Он юриной ладонью, как печатью пришлёпнутый.
Высокая мораль всенародной советской дружбы, всенародного боевого и трудового товарищества во всём мире борется с моралью людоедов. Закалённая в боях Великой Отечественной войны, эта мораль ведёт нашу молодёжь и в послевоенной пятилетке к подвигам мирного труда. Коммунистическая мораль несокрушима и победоносна, в глубине её жарко горит огненный патриотизм, активная и страстная любовь к Родине. Эта мораль ведёт в бой против всяких, хотя бы и самых мелких проявлений нравственного уродства. В этом смысле надо чувствовать себя всегда и везде собранным: воспитываясь самим, воспитывать и товарищей.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.