В 1933 году в тамбовские края заехали зарубежные гости: известный английский писатель Бернард Шоу и пронырливая дама, игравшая в те времена «под демократку», пресловутая леди Астор.
Великий сатирик, давно разуверившийся в хвалёных «благах» «старой, доброй Англии», хотел воочию увидеть неведомый ему мир социализма, увидеть, с какими трудностями и с каким творческим подъёмом советские люди созидают свою новую жизнь. Он внимательно присматривался к колхозникам и к их руководителям, подолгу беседовал с колхозной детворой в школе, на детплощадках. Не зная русского языка, он читал по детским лицам, по их живым взглядам удивительную для него историю о счастье и неомрачённой радости людей.
С того времени прошло четырнадцать лет. И если бы вновь Бернард Шоу приехал в нашу страну, он не узнал бы сейчас ни колхоза, ни тех, кого он видел четырнадцать лет тому назад. Многие из тех, кого встречал Шоу, побывали в больших городах, получили дипломы об окончании институтов и специальных школ, стали педагогами, агрономами, зоотехниками и вновь вернулись в родной колхоз. Другие, закончив колхозную семилетку, встали рядом со своими родителями в полеводческих звеньях, на колхозных фермах.
За эти годы колхоз имени Ленина построил несколько трёхэтажных домов под жильё колхозников, деревообделочный завод, новые скотные дворы, гидростанцию на реке Ире. Колхоз имеет свою больницу с родильным отделением, радиоузел на четыреста точек, звуковое кино, театр. Когда смотришь с высоты на развёртывающуюся панораму колхозной усадьбы, то создаётся впечатление, будто перед тобой зарождающийся город: так обширен этот строй многооконных домов, хозяйственных построек, с двух сторон замкнутый парком из старых лип и садом на площади в шестьдесят два гектара.
... Мы прибыли в колхоз имени Ленина весной. Стояли яркие, солнечные дни. Спадал широкий разлив Вороны и Иры. Над полями по утрам расстилался голубой туман. В колхозе завершали последнюю проверку тракторов и прицепных орудий. Не сегодня - завтра бригады и звенья должны были тронуться в поле, на пахоту, на
подкормку озимых посевов пшеницы. Всё было готово к началу новой битвы за урожай, за осуществление тех обязательств, которые дали бригадиры и звеньевые стране и великому Сталину. В эти напряжённые дни в колхозе состоялся торжественный акт вручения колхозникам орденов за труд прошлого года. Семьдесят шесть передовиков сельского хозяйства получили высокие награды, и из них добрая половина - представители молодого поколения колхозников.
Зина Селиванова, Варя Давыдова, Шура Степанкова - эти девушки за военные и послевоенные годы превратились из рядовых работниц звеньев в руководителей, в подлинных мастеров высокого урожая.
25 центнеров пшеницы с гектара не так просто получить там, где исстари установился «предел» в 50 - 60 пудов. Каким же надо обладать упорством, какой верой в науку, чтобы выделиться среди остальных звеньев и бригад, которые дали в прошлом году средний урожай пшеницы и ржи в 22 центнера с каждого гектара!
И эти молодые женщины, получая награду, произносили свои короткие обязательства: «Обещаю партии, правительству и лично товарищу Сталину вырастить в этом году 25 центнеров пшеницы, тридцать центнеров ржи и проса!»
И все присутствовавшие в зале знали, что это не только обещания, - это обязательства, клятвы, от которых никто не отступит.
Праздник затянулся далеко за полночь...
После торжественной части молодёжь колхоза имени Ленина показала, как она умеет веселиться.
Самодеятельный театр колхоза существует уже более двадцати лет. Его спектакли в Воронеже, в Тамбове всегда являлись большими событиями в культурной жизни области. Островский и Горький, Гоголь и Чехов давно стали учителями и любимыми друзьями колхозных актёров и зрителей. Для репетиций молодые артисты «крадут» у самих себя дорогие часы ночного отдыха. Уставшие, часто не успев стряхнуть с себя полевую пыль, запачканные маслом и копотью, они встречали утро на подмостках и прямо со сцены направлялись в поле, на свой участок, чтобы продолжить дело, не законченное вчера.
Нужды нет, что декорации на сцене шатки, что грим артистов несовершенен и костюмы зачастую бедны, - важно иное, важно, что со сцены звучат настоящие, проникновенные слова великих драматургов, важно, что они доходят до зрителя и волнуют его настоящим, высоким волнением большого искусства.
После театрального представления началась музыкальная часть. Вот сверкнули медью трубы духового оркестра. Кроме старичка - дирижёра и двух женщин, за пюпитрами юноши, почти подростки.
Сколько бодрости, истинного вдохновения слышится в знакомых всем песнях советских композиторов, в песнях, которые сопутствуют этим юношам в труде, в повседневности!
А когда раздвинулся занавес и перед зрительным залом предстал живописный, красочный своими костюмами хор народной песни, лица зрителей расцвели улыбками. Хор, недавно возвратившийся из Москвы, со Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, является предметом гордости колхоза.
«Песня «Слава великому Сталину!» - объявила руководительница хора Татьяна Яковлевна Мацук.
Молодой баянист Серёжа, ещё не снявший своей фронтовой гимнастёрки, развёл тёмные меха баяна - и грянула широкая, торжественная песня.
Костяк хора - пожилые колхозницы и колхозники, сохранившие в памяти своей старинные русские песни. Но истинным украшением хора является его молодая часть - девушки - комсомолки, юноши, вернувшиеся с фронтов войны. Молодёжь обогатила репертуар хора современными песнями, её свежие, сильные голоса придают песням неудержимую бодрость, ту светлую улыбку, от которой расцветают в сердце радость и вера в свои силы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.