В. ПАНФЕРОВ. У некоторых мастеров и других инженерно-технических работников в личных планах записано, что за год они должны высвободить по одному рабочему. Но кое-кто из мастеров считает, что высвобождать рабочих им невыгодно. Чем больше штат участка, тем мастеру спокойней: есть резерв на разные непредвиденные случаи. Я вот думаю: а если попробовать приблизить инженеров и техников к бригаде? У нас на участке пять бригад. Объединить их в бригаду-участок, включить в него мастера. Мысль такая – чтобы ИТР не на окладе сидели, а получали вознаграждение в зависимости от экономической эффективности работы бригад. Так же, как мы, – по коэффициенту трудового или творческого участия.
В. СТРЕЛЬНИКОВ. Надо подумать над этим предложением. Правда, существует мнение, что большая бригада трудноуправляема, что в ней легче затеряться лодырям. Тем не менее надо посмотреть, где ваше предложение можно осуществить.
В. ПАНФЕРОВ. Я так понимаю, что инициатива бригады прежде всего отражается в ее обязательствах. В них она записывает то, чего планирует достичь, какую дать экономию. Так должно быть, так оно вроде и есть. Каждая бригада защищает обязательства перед общественной комиссией цеха, каждая должна тщательно обосновать свои обещания по всем пунктам. И мы проходим такую защиту. А я-то знаю, что наша бригада работает где-то на девяносто процентов своих потенциальных возможностей. Коэффициент полезного действия не то чтобы как у паровоза, но все же... Как мы разрабатываем обязательства? Берем за основу сделанное в прошлом году и немного добавляем. Словом, «от достигнутого». А достигнутое – далеко не предел. Почему мы не можем брать по-настоящему напряженные обязательства? Страхуемся. Мы не уверены, что инженерно-техническая служба полностью обеспечит выполнение таких обязательств. Ведь надо будет четко, ритмично обеспечивать занятость бригады, совершенствовать технологию, исключить простои: иначе мы не сможем работать в полную силу.
В.СТРЕЛЬНИКОВ. На заводе есть опыт такой четкой, организованной работы. Я имею в виду цех М-4. Сейчас он у нас в числе лучших по всем показателям, а раньше отставал, сдерживал все другие цеха. И ничего не помогало, пока не разработали систему ежесменного анализа выполнения заданий. В центре системы – сменный мастер и закрепленные за ним рабочие. Установлен ежедневный учет работы участков по выполнению плана в нормо-часах, в номенклатуре. Мастер отвечает за выработку каждого рабочего, бригад, несет полную ответственность за выполнение сменного задания. А это задание – основа ритма. В цехе постоянно следят за показателем ритмичности – сколько процентов месячного плана должен сделать участок в каждой декаде. Наверное, не надо объяснять, сколько убытков приносят авралы, штурмовщина. Без нормального ритма работы трудно говорить об экономии. Правда, такого контроля, такого учета труда во многих других цехах пока нет. Но обязательно будет: мы уже начали обучение всех мастеров завода новой системе.
В. ПАНФЕРОВ. Я интересовался опытом этого цеха. Система, мне думается, особенно хороша для молодого рабочего. Бывает так – выясняется, что новичок не выполнил задания. Но узнает он об этом только в конце месяца, когда поздно что-то исправлять. А почему раньше не разобрались? В цехе М-4 такого не бывает. Мастер смотрит: вот в этой декаде у парня меньше нормо-часов, чем в прошлой. Начинает разбираться, ищет причины, помогает. Поэтому нет страха перед нормой.
В.СТРЕЛЬНИКОВ. Многие наши потери, о которых мы сегодня говорим, оттого происходят, что завод долгие годы развивался некомплексно, решались лишь локальные вопросы. Сейчас развертывается реконструкция, она затронет практически все цеха. Вы, вероятно, видели, как обновляется металлургическое производство. Когда строительство здесь завершится – поправится положение с заготовками и в вашей и в других бригадах. Это даст немалую экономию металла.
В. ПАНФЕРОВ. С реконструкцией связано много надежд. Каждый понимает: чем скорее удастся завершить ее, тем скорее решим наши проблемы. Заводской комсомол шефствует над реконструкцией, организовал комсомольский стройотряд, в нем попеременно работает молодежь всех цехов.
В. СТРЕЛЬНИКОВ. Однако практическая отдача пока недостаточна. Отчего так? Строительные организации очень неохотно идут на реконструкцию действующего производства, и нам пришлось создать собственный трест. Иначе мы не сделали бы вообще ничего. Но коллектив еще молод, неопытен, переживает болезни роста. Какой видится реальная помощь комсомола нашей общезаводской стройке? Организация стройотряда – это хорошее начало. Важно еще сколотить у строителей крепкий комсомольский актив, ядро толковых бригадиров, активней вмешиваться в процесс организации труда.
...Вообще-то проблему экономии надо рассматривать несколько шире, чем экономию сырья, материалов – то есть материальных ценностей. Самая большая ценность – это человек... Значит, нужно экономить не только металл, но и такие нематериальные вещи, как свободное время работника, его нервы, наконец, здоровье. Ну, допустим, установили в цехе новую автоматическую линию... А рабочему негде переодеться, принять душ; вентиляция в цехе не работает, очередь в столовую за час занимать надо; приходится отпрашиваться с работы, так как ребенка дома не с кем оставить... Будет ли полновесным эффект от нового оборудования, если голова у человека совсем другими заботами занята? Поэтому, планируя реконструкцию, мы поставили условие – обязательно начать со строительства жилья, детских садов, общежитий, бытовых помещений и так далее. Чтобы рабочий мог за пятнадцать минут пообедать, принять душ после работы. Чтобы он не терял лишнее время на поездки по городу, на стояние в очередях – для этого рядом с заводом, кроме действующих магазинов, стола заказов, аптеки, строятся и новые торговые учреждения. И хотя нам пока выделили средств меньше запланированного, доля, отпущенная на социально-бытовые объекты, не уменьшилась.
В. ПАНФЕРОВ. Вы напомнили об условиях труда... Благодаря заводским инженерам и рабочим неузнаваемо изменились условия, в которых работают машинисты. Ну разве можно представить, чтобы машинист паровоза мог отправиться в рейс в галстуке и светлой рубашке, как сейчас, на тепловозе? Да и ремонтникам не приходится возиться в немыслимой саже и копоти. И потому особенно обидно, когда сталкиваешься с неуважением к новой технике, к нашему труду... У нас в бригаде каждый знает: чтобы станок долго и надежно работал, его надо постоянно протирать, смазывать, иначе быстро в металлолом загонишь.
В. СТРЕЛЬНИКОВ. Давняя поговорка: «Станок любит ласку, чистоту и смазку».
В. ПАНФЕРОВ. И тепловоз тоже любит. Он-то подороже станка. Сейчас на новые, более мощные и экономичные дизели переходим. Казалось бы, они особой заботы, бережного отношения заслуживают. Но случается, что одни делают, а другие портят. Знакомые ребята бывали в командировках в железнодорожном депо Тюмени, рассказывали, что там иногда происходит. Профилактические осмотры делают не вовремя, некачественно – и дизель раньше времени выходит из строя. На завод как-то пришел тепловоз для ремонта. Рабочие заглянули в дизельный отсек, а там грязь, мусор. Впечатление, что дизель даже ни разу не протирали. Соединения не подтягивали, масло из них текло – в таких условиях и до пожара недалеко. Наши слесари говорили, что дизели на тепловозе «отрегулированы» так, что один работает с перегрузкой, второй недогружен. Эксплуатируют не по-хозяйски, а мы получаем рекламации и несем убытки...
В.СТРЕЛЬНИКОВ. Да, по нашему мнению, железная дорога оказалась не вполне готовой к работе с новым дизелем. Но, согласитесь, мы не можем всю вину перекладывать на смежников. Есть еще и конструктивные недоработки, необходима модернизация дизеля. Этим занимаются все технические службы завода. Но сейчас хотел бы сказать о другом: об интересной инициативе заводского комсомола. Я постоянно имею информацию, как выполняется четырехсторонний договор о соревновании, который заключили комсомольцы завода, тюменского депо, научно-исследовательского тепловозного института и лаборатории Госнадзора. Этот договор ценен тем, что объединяет усилия всех, кто так или иначе связан с качеством, эффективностью нашей работы. Например, молодежь лаборатории помогла создать метрологические посты качества – они следят за соблюдением стандартов на многих участках, где качество дизеля зависит прежде всего от точности исполнителя, добиваются, чтобы не стало разных переделок – лишней работы.
В. ПАНФЕРОВ. И все же, если тепловоз попадет в недобросовестные руки, то и наши меры результата не дадут.
В. СТРЕЛЬНИКОВ. Эта проблема уже обсуждалась на самых высоких уровнях. Как правило, наши замечания принимают во внимание. К сожалению, положение не везде исправляют быстро. Но нам обязались помогать а рамках заключенного договора комсомольцы-железнодорожники – они уже начали контролировать, как эксплуатируются дизели и тепловозы, как хранятся и насколько экономно расходуются запчасти. Наша молодежь, в свою очередь, взяла под контроль технологию сборки дизелей, отправку готовой продукции – здесь тоже бывали потери. Комсомольцы объявили шефство над специально созданным участком восстановительного ремонта. И, наконец, связь с институтом. Мы заключаем с ним договоры по доводке отдельных частей дизеля, а комитет комсомола следит, чтобы научные разработки велись оперативно, экономилось дорогое время.
Каждый квартал выполнение четырехстороннего договора проверяется всеми четырьмя участниками. Хотелось бы, чтобы эта инициатива развивалась: ведь пока сделаны только первые шаги. Практические результаты, коэффициент полезного действия такой формы работы комсомола могли бы быть весомей – в этом направлении много предстоит думать, искать. Но одно несомненно: договор о сотрудничестве комсомольских организаций предприятий, научно-исследовательского института и Госнадзора – новый, важный этап в развитии соревнования молодежи за экономию и бережливость, за хозяйское отношение к делу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.