Как вам работается? - спросили мы у Николая Трофимовича Смирнова, на счету которого десятки машин, созданных им для швейной промышленности. Изобретатель улыбнулся.
- Эдисону было легче. Когда он задумывал свою лампочку накаливания, люди ездили в кебах, ни в одном доме не было телевизора, а на улицах горели газовые фонари...
К Николаю Трофимовичу нас привела заявка на изобретение, зарегистрированная под № 397100.
Но о заявке после. Сперва о его отнюдь не веселой шутке. Как ни легковесно она звучит, в ней есть немалая доля правды.
Со времен Эдисона люди открыли и изобрели, кажется, все, что только возможно. Нас окружают тысячи всевозможных машин, аппаратов, устройств, море самых разнообразных вещей. Все это не появилось на свет просто так. У всего есть свой автор, создатель, тот, кто первым придумал, рассчитал, вычертил, сделал образец. Это первенство принадлежит ему безраздельно. Оно охраняется законом. Его подтверждает документ, именуемый патентом.
Во Всесоюзной патентно-технической библиотеке хранится семь миллионов описаний изобретений, на которые были выданы патенты. Семь миллионов! Какими же знаниями нужно обладать, чтобы прибавить к ним еще что-либо существенно новое, не повторяющее уже созданного другими!
Никому не дано даже перелистать гигантское количество описаний, схем, чертежей. К счастью, это и не нужно. Все изобретения разбиты на классы. Те, в свою очередь, делятся на подклассы, на группы и подгруппы. Если, к примеру, изобретатель работает над созданием форсунки, ему достаточно ознакомиться с подгруппой подобных устройств, входящих в класс огневой техники. Это уже вполне под силу одному человеку.
Под силу. Но на практике... В большинстве случно существует патентно-техническая библиотека, и не обращаются к ее фондам. Ну а те, кому известно о ее существовании?..
Каждое утро у входа в библиотеку еще задолго до ее открытия выстраивается длинная очередь. Не обычная очередь, можно сказать, - единственная в своем роде. Пожалуй, нигде не встретишь такого обилия представителей самых разных областей науки и техники, такого всеобъемлющего «форума» специалистов, сведенных воедино одной заботой - заполучить... место в читальном зале. У очереди свои неписаные законы - больше тысячи не собираться: библиотека не резиновая, в ней всего семьсот мест, и усадить больше чем по «полтора человека» за каждое из них невозможно.
Мы пробились в заполненный до отказа читальный зал и поговорили с некоторыми счастливцами.
- Простите, товарищ, вы откуда?
- Из Ленинграда.
- Над чем работаете, если не секрет?
- Готовлю диссертацию.
- А вы, девушка?
- Из Баку. Отбираю материалы для организации фонда патентной литературы...
Спрашиваем еще и еще. Одни заняты проверкой схем, чертежей, расчетов на патентную чистоту, другие изучают технические достижения, третьи... А где же сами изобретатели? Снова ходим по залу от одного стола к другому. На нас уже начинают шикать. И снова то диссертант, то преподаватель... Попался один представитель завода, человек пять из разных НИИ. Но и те лишь косвенно связаны с созданием новой техники...
- Изобретатели, так сказать, в чистом виде, заглядывают к нам не часто, - пояснил нам один из работников библиотеки. Пояснил без комментариев. Да они были и не нужны. После знакомства с очередью нас уже не удивляли показавшиеся вначале странными слова Николая Трофимовича Смирнова:
- Библиотека? Да, знаю, есть такая. Но я там не бываю. Время дорого...
Мнение, увы, не единичное. Так думают многие. Причина одна: библиотека в ее нынешнем виде не в состоянии удовлетворить все более возрастающий спрос на патентную информацию. Надо помочь изобретателям. И не просто заявить им: вы заблуждаетесь. В библиотеке должны быть созданы такие условия для работы, чтобы людей потянуло туда. Нужно значительно расширить ее. В прошлом году в ней было зарегистрировано около двадцати пяти тысяч читателей. Цифра как будто внушительная. Но ведь в стране тысячи одних только конструкторских бюро, неисчислимая армия людей, увлеченных научным и техническим прогрессом. Если учесть это, станет ясно, что утешительные на первый взгляд двадцать пять тысяч - капля в океане.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.