Сердце революции

К Вишневецкий| опубликовано в номере №908, март 1965
  • В закладки
  • Вставить в блог

Днь в Хартумском университете

«Сердце революции» - так называют сейчас в Судане Хартумский университет. Когда-то это был английский колледж, где готовились послушные колониальной администрации кадры, где молодых суданцев учили «любить» метрополию. Вокруг университета располагались казармы английских войск. Так, на всякий случай...

Но не помогли ни опытные «делатели умов», ни солдаты в зеленых беретах: в стенах колледжа, а затем университета зрела революционная мысль, ковались совсем не те кадры, о которых мечтали в Лондоне. После получения независимости в 1956 году бывшие казармы превратились в университетское общежитие, но студенты в годы правления военной хунты генерала Аббуда практически находились, как они сами говорят, на казарменном положении. Была запрещена деятельность Союза студентов, урезаны права учащихся, Аббуд провозгласил себя попечителем-ректором. В последнее время он вообще подумывал о закрытии университета.

И вот наступило 21 октября 1964 года. Суданцы считают этот день началом «своей Октябрьской революции». Отныне 21 октября Судан будет отмечать как свой великий праздник День революции. Это день победы народа над тиранией, над военной диктатурой, целиком зависевшей от империалистического Запада.

События, сделавшие 21 октября Днем революции, начались во дворе общежития Хартумского университета. Вот почему в один из первых же дней моего пребывания в Хартуме я отправился в университет.

С группой студентов, членов Совета, мы стоим на большом пустыре, окруженном зданиями общежития. Жаркий полдень. Двор, видимо, преднамеренно, еще хранит суровые воспоминания: камни, обломки кирпичей, палки валяются повсюду.

- Здесь 21 октября мы собрались на митинг. Около тысячи студентов внимательно слушали оратора. Вдруг вон в том проходе появились полицейские, - рассказывает студент четвертого курса юридического факультета Мохаммед Али Какум, - офицер прокричал в рупор приказ разойтись. Мы не ответили. Тогда офицер снова повторил приказание, сопроводив его угрозой применить силу. Председатель нашего Совета обратился к нам с вопросом: «Выполним приказ полиции или останемся на местах? Голосуем!» Все как один молча подняли руки: остаемся! Митинг продолжался. Тогда прозвучала короткая команда, и в толпу студентов полетели гранаты со слезоточивым газом. В это время подоспела новая группа студентов - они опоздали на митинг. У них оказались в руках палки и камни. Воодушевленные, мы бросились на полицейских. Завязалась рукопашная схватка. Слезы текли у нас из глаз, газ вызывал боль и удушье. Полицейские начали отступать, но в это время прибыло еще несколько грузовиков с полицейскими. Раздались выстрелы... Мохаммед повернулся к углу одноэтажного дома, бывшему бараку, и указал пальцем на ступени:

- Здесь упал Ахмед Кураш. Мы замолчали.

Ахмед Кураш! Это имя знают теперь все в Хартуме. Его похороны вылились в демонстрацию, демонстрация- в революцию. Его именем назван сейчас один из районов Ом-дурмана, улица в Северном Хартуме, одно из зданий университетского общежития. Портреты этого двадцатилетнего студента первого курса расклеены по всей стране...

Мы поднимаемся по ступеням, на которых был убит Ахмед, заворачиваем за угол. Длинный ряд дверей в маленькие комнаты. Мохаммед открывает первую.

- Видите на полу пятно? Как ни отмывали, оно осталось. Это кровь наших раненых товарищей. Сюда мы приносили тех, кого успели укрыть, перевязывали их... Теперь Совет постановил считать эту комнату «почетной». Здесь будут жить лучшие, самые активные студенты.

- Вы часто говорите о Совете. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как он создан, как работает, каковы его функции, - попросил я.

- Мы это как раз и собираемся сделать, - улыбнулся Мохаммед. - Нас ждут мои товарищи - члены исполкома Совета.

... Узкая продолговатая комната лектора экономического факультета Абу Бакра. Сидим вчетвером. Один из трех - уже знакомый мне Мохаммед Али. Второй - Хашим Элти-ней, пятикурсник-юрист, исполняющий обязанности президента Совета студентов (весь старый состав Совета студентов был арестован, и ребята только что вышли на свободу). Студент факультета искусств Хаммеданиль Ахмед - третий член Совета. Они рассказывают:

- Союз студентов был создан еще в сороковых годах. Он всегда был и остается политической организацией, всегда находился в оппозиции к колониальной системе и прежнему правительству.

Союз занимается вопросами внутренней жизни университета, академическими вопросами, нуждами студентов в учебе и жизни. Но главное - политическая борьба. Высший орган власти - Генеральная ассамблея - собирается не реже раза в год. В ее работе принимают участие все студенты. Там избирается Совет, который, в свою очередь, избирает исполком. Любопытен состав нынешнего исполкома Совета: из сорока членов - десять коммунистов и более половины поддерживающих их. Союз студентов Хартумского университета входит в Международный Союз студентов. Его делегаты участвовали в работе Форума солидарности в Москве.

- Мы хотим еще больше знать о Советском Союзе, о жизни его народа, студентов. Почему бы вам не прислать нам кинофильмы о Московском университете? - говорит Элти-ней.

... Ребятам надо идти на лекции. Прощаемся. У выхода из университета стоит большой щит, на нем какие-то лозунги, объявления. Толпа студентов одобрительно гудит, читая одно из объявлений.

- Что это? - спрашиваю преподавателя Абу Бакра.

Абу Бакр вчитывается, объясняет:

- Это заявление группы студентов, членов организации «Фронт арабских студентов» и партии «Исламское движение». Они требуют создания Общесуданского Союза студентов, поддерживают правительство и его комитеты по чистке государственного аппарата и армии от корруптированных чиновников и старших офицеров - прислужников старого аппарата.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены