потому что предстояло перекрыть все мыслимые рекорды «выживаемости»...
Каждый из десятка нормативов ГТО несложен. Он гораздо ниже разрядных требований, и выполнить его при соответствующей тренировке может всякий здоровый человек. Во многих школах так и поступают: потренировались на стометровке - сдают соответствующую норму. И приступают к следующей - к прыжкам или метаниям.
В 116 - й одесской школе иной подход. Здесь новый комплекс восприняли как экзамен по физической подготовке. А кто же сдает экзамен, выучив сперва один билет, потом другой, затем третий?
Прежде, до нового комплекса ГТО, ученики довольно четко делились на спортсменов - разрядников и прочих. Первые презрительно именовали вторых «слабаками», а для самих себя урок физкультуры считали необязательным.
- За что тройка? В самом деле, Мирон Давыдович, за что? - ныл рослый, плечистый парень. - Я ведь на каждой спартакиаде очки школе зарабатываю.
- Полюбуйтесь, - сказал мне учитель. - Пловец первого разряда. Поэтому считает возможным пропускать уроки физкультуры.
- Так тренировки же...
- На золотой значок претендует. А подтянуться смог только шесть раз - вдвое меньше нормы.
- Зато плаваю я вдвое быстрее: на стометровке из минуты выхожу!
- Если бы в жизни приходилось только плавать... - усмехнулся Мирон Давыдович. - Кстати, случайно я сделал любопытное наблюдение. Ты на Дерибасовской живешь? В двух кварталах от школы?.. А, между прочим, по утрам ездишь в троллейбусе. Если бы у нас в школе был лифт, ты и лестницей, наверное, не пользовался бы?..
Почему - то именно этот аргумент убедил парня в том, что больше тройки по физкультуре он не заслуживает.
Но Мирон Давыдович уже не мог успокоиться:
- В учительской коллеги в разговорах между собой часто жалуются на учеников, которым трудно усидеть на месте. А ведь гораздо хуже, когда исчезает сама необходимость двигаться: в школу - троллейбусом, на третий этаж - лифтом, вечером - телевизор... Даже на танцплощадке почти не двигаются - лениво топчутся на месте. Скажете, брюзжу по старости? Нет, просто у меня повышенные требования к ученикам после того, что пережил...
Вблизи концентрационного лагеря Седлец столкнулись два товарных состава - внезапно по непонятным причинам вышла из строя телефонная связь. Прибыло гестапо. Допрашивали многих. Особенно рьяно взялись за работавшего в момент аварии на железнодорожном складе военнопленного Черноглазова.
Но доказать его вину оказалось невозможно. Дело в том, что игла, которой он проткнул телефонный кабель, была вытянута и следов не оставила. «В целях профилактики», как цинично заявил следователь гестапо, пленного все же упекли на месяц в карцер.
Кабина, сколоченная из досок, площадью в один квадратный метр, а снаружи зима, мороз до двадцати градусов. Кружка воды ежедневно, а вот суп и ломоть хлеба лишь через день. Когда - то, в детстве, простужался от сквозняков, но здесь поставил себе твердую задачу: выжить. До войны соседи посмеивались, когда долговязый юноша зимними утрами выбегал к дворовой колонке обливаться по пояс. Теперь закалка выручила...
Человек выжил при таких обстоятельствах, что в концлагере фоленпостен, куда его перевели, благодаря лагерному «телеграфу» о нем уже знали. Подпольная группа устроила его санитаром в тюремный лазарет Берген - Бельзен, с которым была утрачена связь. Его снабдили паролем: «Как успехи?» С этим вопросом Черноглазое обратился по адресу, но пароль не был принят.....
Первый вопрос следователя к тощему, долговязому пленному был:
- Как успехи?
- Сами видите, какие успехи... - сказал Черноглазое.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.