СТАРЕЙШИЙ ЖУРНАЛИСТ АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВИЧ ЛЕСС ДРУЖЕН СО МНОГИМИ ВИДНЫМИ СОВЕТСКИМИ ПИСАТЕЛЯМИ. ОН ЗНАЕТ И ПОМНИТ, КАК СОЗДАВАЛИСЬ ПОЛЮБИВШИЕСЯ ЧИТАТЕЛЯМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ, КАК ФОРМИРОВАЛИСЬ НАШИ МАСТЕРА СЛОВА. СВОЕОБРАЗНАЯ АНКЕТА, СОСТАВЛЕННАЯ А. Л. ЛЕССОМ, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СЕРЬЕЗНУЮ ПОПЫТКУ ПРОЯВИТЬ ГРАЖДАНСКУЮ ПОЗИЦИЮ ПИСАТЕЛЯ, ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТЫ НА ЖИВОТРЕПЕЩУЩИЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ, ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ, К ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА. МЫ УБЕЖДЕНЫ, ЧТО И ВОПРОСЫ ЖУРНАЛИСТА И ОТВЕТЫ ПИСАТЕЛЕЙ ИМЕЮТ БОЛЬШОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПРЕДСТАВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ДЛЯ ШИРОКОГО КРУГА ЧИТАТЕЛЕЙ.
1. Что такое счастье в жизни, как связано это понятие с личными радостями и огорчениями, с успехами и преуспеянием (со славой, наградами, материальным благополучием)?
2. Как связана материальная обеспеченность с уровнем морали? Как вы определите сегодняшнее понятие мещанства, мещанской морали, мещанского вкуса? Как, по-вашему, связана талантливость человека с моральными качествами?
3. На каких путях представляется вам наиболее действенной борьба за коммунистическую мораль, за нового человека, против пережитков мещанской, эгоистической морали? Какую роль играет в этой борьбе материальное благосостояние?
4. Чем объясните вы упадок гуманитарных интересов у сегодняшней молодежи, и очевидное преобладание техницизма, и само возникновение вопроса о «физиках и лириках»? Отражаются ли эти тенденции как-либо на вопросах морали?
5. Является ли, по вашему мнению, закономерным развитие именно в век атомной физики и сверхскоростей таких вещей, как абстрактное искусство, додекафоническая музыка, «конкретная» музыка, современный эксцентризм танца?
6. Подвиг научный, трудовой и боевой. Как вы определяете понятие подвига, героизма и каковы, по вашему мнению, в большинстве случаев побудительные силы подвига и проявления героизма?
7. Волнует ли вас вопрос о жизни и смерти, и до какого момента или события больше всего вы хотели бы дожить?
8. Каковы, по вашему мнению, сегодня самые главные задачи литературы и ваши лично как литератора?
1. Сколько людей на свете, столько и понятий о счастье, потому что счастье состоит в удовлетворении запросов человека, а запросы бывают разные. Русская пословица говорит: «У каждого по горю, да не поровну: у одного похлебка жидка, у другого жемчуг мелок». То же можно сказать и о счастье.
Тем не менее у любого счастья есть фон, или, вернее, основа, и есть подробности крупных планов. Наиболее прочной основой является глубокая удовлетворенность главным делом своей жизни, которое тоже у каждого человека свое. Личные огорчения и радости (подробности крупного плана) могут, конечно, на время заслонять основное. Но при отсутствии основного они не могут составить счастья. Высшее счастье, хоть это и банально, состоит в принесении радости другим людям (не путать со злорадством).
Что касается успеха и преуспеяния, наград и славы, то для всего этого давно уж выработано точное слово: «тщеславие».
В этом вопросе, а также и в последующих часто упоминается в разных аспектах материальное благополучие. Но оно должно являться естественным состоянием человека. Его отсутствие анормально и не может влиять положительно ни на один из рассматриваемых в анкете предметов. Мы не можем задаваться вопросом, как влияло бы на поведение рыб отсутствие воды. Сначала нужно пустить рыбу в воду, а потом интересоваться ее разнообразными проявлениями.
2. Материальная обеспеченность не связана с уровнем морали никаким образом. Моральный облик человека зависит от его воспитания. Это очевидно. Тургенев был очень богат, Толстой был граф, Бальзак и Диккенс не бедствовали. С другой стороны, Бетховен и Рембрандт умерли в бедности. Горький знал и бедность и полную материальную обеспеченность. Купца Третьякова я не упрекнул бы в аморальном поведении, так же как и нищего писателя А. Грина. Бывают бедные жулики и обеспеченные люди образцового поведения, так же как богатые подлецы и бедняки, исполненные благородства.
Итак, моральный облик человека зависит от его воспитания. Качество воспитания зависит от культуры, умения и моральных принципов воспитателей. К воспитателям относятся как отдельные люди (родители, учителя, друзья), так й общество в целом с его орудиями воспитания: искусство всех видов, печать, радио, во многих странах также и церковь.
Моральный уровень общества или времени (века) зависит от господствующих в данное время моральных принципов. Например, одним из моральных (а если быть точным — аморальных) принципов XX века во многих странах стал подмеченный, предсказанный и разоблаченный еще Достоевским принцип «все дозволено». Его воздействию могут подвергнуться люди самого различного материального положения.
Понятие о мещанстве у меня очень ясное. Человек, который доволен своим благополучием, несмотря ни на что окружающее, — мещанин, если даже у него висят абстрактные картины и стоит модерная мебель; человек, радости и горести которого шире собственного благополучия, не мещанин, если даже у него в доме растут пресловутые фикусы.
Талантливость человека никак не связана с его моральными качествами. Известны гении, моральные качества которых не были безупречны.
3. Есть выражение: «Не нужно бороться за чистоту, нужно подметать». Не борьба за нового человека, а воспитание нового человека. Все остальное, что я хотел бы сказать по этому поводу, содержится в моем ответе на предыдущий вопрос.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Трагедия в океане
Заочные курсы умственной гимнастики