Обсуждаем очерк «Дружили три товарища...»
Правильно подмечено, - сказал бригадир Георгий Сахно, закрывая журнал. - У Аршинова личный интерес заслонил большое дело коллектива. Собственная хата закрыла перед ним свет. И выходит, живет он не в новом доме, а в погребе, право... Свету маловато, хоть электричество и горит.
- Такое хоть и не часто встретишь, а бывает, - поддержал Георгия слесарь Алексей Самохвалов, которого ребята за рост и силу прозвали «Самосвалом». - Вот у нас бригада коммунистического труда считается, а у некоторых внутри самые что ни на есть нехорошие привычки... И даже позорные...
- Ну, это ты, брат, загнул.
- Почему загнул? Частип и Моргун на работу пришли выпивши? Выпивши, да еще и поцапались. Хоть они и повинились потом, а было? Было. А кто они? Члены бригады коммунистического труда. Терпимо? Ни в коем случае. А почему терпят? Потому что формально подходят. Ничего, мол, перевоспитаем внутри бригады. А ведь что получается? Дискредитация. И само звание топчем.
Техник Пулин, уткнувшийся в газету (разговор происходил в красном уголке общежития), поднял голову.
- Нельзя так полагать, что бригада коммунистического труда вроде дистиллированной воды в графине, - сказал он. - Вскипятил - всех микробов убил, пользуйся. Это люди. А в сознании у людей есть еще немало микробов, таких, как у Федора Аршинова. Только в разной степени. Происходит, одним словом, борьба. Вот, к примеру, Кравец. Бригадир коммунистической бригады. А стоило заболеть Косте Фесенко - прибежал к начальнику цеха: «Давай замену!» «Как так замену? Ведь Фесенко - член вашей бригады коммунистического труда. Где же этот принцип - все за одного?» «Не знаю, - говорит, - как там все за одного, а пока, - говорит, - я один за всех отвечаю. Нам работать надо, план выполнять!» Верно, за производство Кравец сильно болеет, горячий парень, весь, как струна, а вот с Фесенко сплоховал, не по-коммунистически получилось...
Долго еще толковали ребята об очерке «Дружили три товарища...».
Жарко спорили, и спор этот, как показалось мне, вышел далеко за ворота бригады, цеха, завода.
Молодежь страны серьезно задумывается над вопросами: как должен сегодня жить и трудиться молодой человек, как ему воспитать в себе черты коммунистического характера, готов ли он жить при коммунизме?
Эти вопросы не надуманы, нет! Они подсказаны самой жизнью. Страна вступила в великое семилетие, широко раскрыла ворота в будущее, и оттуда как бы пахнуло свежим, упругим ветром, надувающим паруса.
Человек должен становиться лучше, чище, коммунистичнее. В его характере надо отгранить, отшлифовать до блеска черты коллективизма, трудолюбия, честности, непримиримости к злу, равнодушию, собственничеству, черты интеллигентности в самом высоком, в самом партийном смысле этого слова.
Идет большой разговор в стране. Он полезен тем, что будит мысль миллионов. Он полезен тем, что направляет дела сотен тысяч.
В сознании нашей молодежи появилось новое измерение - будущее. Мысли о нем влекут, устремляют вперед, заставляют подтягиваться, равнять шаг по правофланговым, по передовым, поощряют творчество каждого.
- Вот когда нам нужен пример из литературы, герой романа или повести, товарищи писатели, - услышал я на одном совещании бригад коммунистического труда. - Создайте образ Корчагина у станка или в забое... Пусть научит нас, как жить и трудиться по самому высокому эталону...
Вот сама жизнь и ответила литераторам на их спор об «идеальном» и «положительном» герое наших дней. Этот герой - ударник коммунистического труда.
И опять мысли о кипяченой воде. Прав, конечно, техник Пулин: в сознании людей есть еще немало вредных пережитков прошлого, с которыми надо бороться, как с микробами.
В Криворожском бассейне есть бригада Ивана Д. Слава о ней гремит по всему бассейну, ей по плечу оказалось соревноваться прославленной бригадой донецких горняков Мамая. Тысячи тонн руды сверх плана на ее счету.
А случилось однажды такое: поощрили бригаду, обеспечили ее членов дефицитными промтоварами - покупайте, ребята, вне очереди, вы заслужили внимание. И что же? Весь дефицитный товар оказался в квартире... бригадира. Все сам купил!
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.