Что такое – счастье

Альберт Лиханов| опубликовано в номере №1320, май 1982
  • В закладки
  • Вставить в блог

Вот такой вот рапорт прислала нам Зинаида Дмитриевна Колганова из Ессентуков, узнав про наш интерес к детским домам. Спасибо ей за это, низкий поклон за горький военный переход с детьми, который, даже по скупому этому письму, нагоняет слезу горечи и печали.

Два этих слова – «детский дом», – понятное дело, вызывают душевное волнение всякого, кто прикоснулся к войне, а уж тем более всякого, кто знает детский дом войны и послевоенных лет по собственной жизни. Это ясно.

Ну, а как отнеслись к чужой боли дети благополучия, если можно так выразиться, те, кто живет обычной жизнью? Мне вообще кажется, способность сострадать, сочувствовать, сопереживать есть не что иное, как признак духовной зрелости личности. Заплакать от собственной боли проще, чем от чужой, вот почему слезы от чужой боли означают присутствие души и сердца. В заботах наших о все новых поколениях людей тревога за способность к соучастию не есть только нравственная забота. Я поставил бы ее в ранг более высокий – в ранг исторического осознания мира. Способный участвовать в судьбе незнакомого, но попавшего в беду человека, способен понять душой и другое время – сперва своей, а потом и иной страны, – сочувствуя тем, кто был до него, сочувствуя тяготам людским во времени и пространстве. А это признак глубокого человеколюбия и подлинного гуманизма.

В ином читательском письме, добром, сочувственном, и не увидишь до конца означенных высоких нравственных категорий, но нет в этом никакой беды, напротив, сочувствуя, человек не думает о формулах, он только поступает, и уж дело иного вглядеться в его строки, увидеть в них суть.

С радостью вглядываюсь в письмо Олега Новоселова, студента Ленинградского университета:

«Дорогая «Смена»! Спасибо тебе за новое начинание! Помню: это было в пионерском лагере. Я тогда перешел во второй или в третий класс. В нашем отряде были и детишки из детского дома. В одинаковых черных тортиках. белых рубашечках, панамках. Они радовались, как и мы, каждому новому, привезенному из ближайшего села фильму, радостно плескались вместе с нами в воде, когда нам разрешалось, наконец, после долгого ненастья. Мы ждали приезда родителей, писали им письма. А они не ждали, не писали... Что чувствовали эти мальчишки и девчонки, когда видели, как радостно встречались мы с мамами, папами, братьями, сестрами?

У меня в прошлом году умерла мать. Я остался один. Остался в общем-то взрослым. Окончил школу, работал. Но я всегда чувствовал поддержку: со мною были мои друзья. Детям из детских домов нужна наша помощь. Детские дома – это дома их детства! Оно должно быть счастливым. С мультиками, с эскимо, с любимыми книжками, а главное – с друзьями. Высылаю вам книги для ребят».

А вот еще одно письмо из села Мостки Ворошиловградской области.

«Дорогой журнал «Смена»!

Пишет вам по поручению четырехлетней внучки Альбины ее бабушка. Внучка очень любит книги, особенно Бажова «Серебряное копытце», Куприна «Слон», Одоевского «Городок в табакерке», и конечно, она сразу решила послать книги детям, у которых нет ни папы, ни мамы, ни бабушки. «Им ведь некому покупать книги, а мы пошлем и воспитатели им будут читать, да?» Большое спасибо тебе, журнал, за то, что учишь нас заботиться о других. Я не знаю, какой вырастет моя внучка, но думаю, что подаренные ею книги детям Уренгоя и детям-детдомовцам навсегда оставят в ее памяти, ее сердечке хороший след. Ей очень хочется самой отдать книжки детям, но мы ей стараемся объяснить, что это далеко, что книжки посылают многие. Она соглашается, а в своих играх едет в неизвестный ей детдом и дарит, дарит книги, игрушки, свои рисунки, чтобы детям было весело и интересно. Примите от нас маленький вклад в такое большое и нужное дело. Альбина и ее бабушка».

Писем много, повторяю, почти в каждой посылке. Они разные, от разных людей – детей и стариков, солдат и ученых, артистов и крестьян.

Не замышляясь как своеобразный педагогический урок, дело сбора книг им, по существу, стало. Комсомольские организации, молодежные газеты, «Комсомолка», «Смена», писатели, среди которых имена Виктора Астафьева, лауреатов Государственной премии Туркмении К. Тангрыкулиева и Н. Байрамова, не сговариваясь между собой, провели практический урок коммунистического воспитания, человеческой доброты, социалистической сознательности. Из локомотивного депо Брянск-2 нам сообщили, например, что слушатели теоретического семинара во главе с пропагандистом, главным инженером Г. А. Калошиным рассказали о помощи детским домам на занятиях политкружков – система партпросвещения, таким образом, сделала общественное движение частью своей работы, показала пример комсомольскому просвещению: вот как надо соединять слово с конкретным делом.

Что ж, настала пора подвести хотя бы предварительные итоги. В стране собрано около миллиона книг. Они уже у ребят, в детских домах. Там, где не было библиотек многие годы, они наконец появились.

Нет ли проблем и сейчас?

Конечно, есть. Важно, чтобы библиотеки работали, и не как-нибудь, а хорошенько. Это значит, нужна помощь профессионалов. Теперь слово за библиотекарями. Лучшие не ждут, когда их попросят. В Псковской области, например, библиотеки детских домов ставятся на учет в районных библиотеках как библиотеки-филиалы, им, конечно же, помогают. Нельзя забывать новые библиотеки. Надо их пополнять новинками. А это значит, прежде всего шефы должны позаботиться о новых покупках в книжных магазинах.

Операция «Добрые книги – детскому дому» породила добрые отклонения.

Малышам Бугульминского детдома в Татарии подарили 130 пар шерстяных носков. Субботники и воскресники шефов стали делом обычным и радостным, ведь работают шефы вместе с ребятами. В Молдавии объявили операцию «Игрушки – детским домам». Во многих местах приступили к сбору грампластинок для детдомовских фонотек – хорошая, просто даже превосходная идея!

Что бы ни делалось для детских домов – все хорошо, все на пользу. Не только ребятам, но тем, кто отдает.

Ведь что такое счастье? Что и говорить – сложный, вековечный вопрос.

И все же, счастье – это очень просто. Счастье – когда ты делишься тем, что имеешь сам.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Не только диплом…

Беседуют Олег Белоцерковский, академик, лауреат Ленинской премии, ректор Московского физико-технического института и Владимир Зернов, кандидат физико-математических наук, лауреат премии комсомола Подмосковья, секретарь комитета ВЛКСМ МФТИ