ВОПРОСЫ БЫТА продолжают волновать молодежь. Мы часто получаем письма, в. которых ставятся читателями те или иные недоуменные вопросы. Бытовой переплет чрезвычайно сложен; в быту возможны самые необычайные положения, которые нельзя уложить в рамки инструкции или постановления. Но когда в бытовых отношениях возникает вопрос о дозволенном для комсомольца, о том, что можно и чего нельзя делать, то у нас оказывается марка, достаточно правильная и верная. Это памятные слова Ленина: «Существует ли коммунистическая нравственность? Конечно да. Часто представляют дело таким образом, что у нас нет своей морали, и очень часто буржуазия обвиняет нас в том, что мы коммунисты отрицаем всякую мораль. Это - способ подменять понятия бросать песок в глаза рабочим и крестьянам.
В каком смысле отрицаем мы мораль, отрицаем нравственность? В том смысле, в каком проповедовала ее буржуазия, которая выводила эту нравственность из велений бога.
... Наша нравственность выводится из интересов классовой борьбы пролетариата.... В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. (Ленин. Речь на III съезде РЛКСМ). Как видите, дело решается просто. Нравственно то, что помогает нашей борьбе и работе в деле строительства коммунизма, безнравственно, достойно осуждения то, что мешает этой борьбе.
Группа киевских комсомольцев задала нам ряд вопросов о нравственности.
Есть у них в ячейке активисты, завоевывающие любовь ребят тем, что водят их в кино, оказывают им протекцию и т. д. Нравственно это или нет? Конечно, нет.
Потакая ребятам во всех их повадках, а не помогая им перевоспитаться, киевские активисты затрудняют для них учебу преграждают им дорогу к коммунизму. Для того, чтобы завоевать любовь комсомольцев нужно лучше выполнять порученное тебе союзом дело, а не выбирать себе любимчиков.
Правильно ли исключение из союза пьяницы ведущего себя не по хулигански? Товарищи пишут, что никакое воспитательное воздействие не смогло отучить его от пьянства.
Конечно, правильно.
Пьянство разрушает не только физическое, но и психическое здоровье человека. Безнадежный пьяница не может быть дисциплинированным и ревностным комсомольцем.
И, наконец, по мещански ли поступают комсомолец и комсомолка, которые, любя друг друга, вступили в брак (зарегистрировались в Загсе) и живут вместе, но воздерживаются от половых сношений, потому, что комсомолка еще очень молода.
Кому вредит то, что эти комсомолец и комсомолка живут вместе?
Наоборот вредит и мешает утверждению здорового быта такой взгляд, который поощряет распущенность половых отношений. Мещанами являются те комсомольцы, которые чрезмерно интересуются подробностями семейной жизни этих комсомольца и комсомолки.
Учащиеся Зарайского педтехникума заинтересованы другим вопросом.
Можно ли устраивать вечеринки на дому, ибо фракция РЛКСМ продергивает за это в стенной газете?
Весь гвоздь в том, какие это вечеринки. Конечно, лучше всякий вечер устраивать в клубе, в большом коллективе. Но и вечеринка на дому, если она заполнена скромными развлечениями: музыкой, играми, пением танцами - большого вреда не принесет. Беспартийные учащиеся тут никакого преступления не совершат. Но, если вечеринка сопровождается пьянкой, флиртом и т. д. - то это уже отрыжка старого быта, это достойно всяческого порицания.
Наконец, из Оренбургской губернии нас спрашивают, может ли быть комсомольцем сын торговца или духовного лица, не порывая с семьей. Мы думаем, что нет. Комсомол должен вбирать только лучших выходцев, порвавших со своей средой из этого слоя. Усиливать рост по этой линии нет никакого смысла, ибо наш союз вовсе не нэпманско - поповская организация. Может ли парень, живя у отца - торговца, воспитываться в коммунистическом духе? Не будет ли он впитывать в себя все привычки окружающих его?
Нет, болеть об этой молодежи нечего. Мы должны оставаться сугубо строгими к ней.
Мы отвечаем нашим корреспондентам на страницах журнала для того, чтобы показать насколько жизненны и плохо разработаны вопросы быта в комсомоле и среди рабочей молодежи.
Путаница имеется по простершим вопросам, и эту путаницу можно устранить только коллективным обсуждением этих вопросов в клубе и комсомольских ячейках.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.