До сих пор у нас нет полной научной и в то же время популярной биографии Пушкина. Надо полагать, что в ближайшее время будет, наконец, восполнен этот вопиющий пробел. Пока же следует указать на краткую я популярную биографию великого поэта, написанную Б. Томашевским. Она помещена в последнем издании однотомного собрания сочинений Пушкина, выпущенного Гослитиздатом. В ней использованы новейшие данные о Пушкине.
Для ознакомления с жизнью и творчеством поэта чрезвычайно важны некоторые старые работы. Таковы «А. С. Пушкин. Материалы для его биографии», а также «Пушкин в Александровскую эпоху» П. В. Анненкова и «Пушкин в южной России» П. Бартенева.
Отдельные периоды из жизни поэта подробно освещены в книге П. Е. Щеголева «Пушкин» (СПБ. 1912). В его же книге «Дуэль и смерть Пушкина» (Лнгр. 1928) собраны интересные данные о последнем периоде пушкинской жизни.
Много интересных данных читатель найдет в книге Б. Модзалевского «Пушкин» (Лнгр. 1929) и в книге В. Вересаева «Пушкин в жизни», являющейся попыткой представить жизнь поэта в цитатах из документов, воспоминаний современников и исследований.
Интересна мемуарная литература. Не всегда отличающаяся абсолютной достоверностью, она, однако, имеет то преимущество, что о Пушкине живо рассказывают лично знавшие его люди. Из этой литературы следует прочитать: «Записки о Пушкине» И. И. Пущина (М. 1934), «Рассказы о Пушкине, записанные со слов его друзей П. И. Бартеневым» (М. 1925), «Воспоминания» А. П. Керн.
Изучение творчества Пушкина следовало бы начать со статей о Пушкине В. Белинского. Великий революционно - демократический критик поднял проблему изучения произведений поэта на огромную высоту. Надо ознакомиться также со статьями Чернышевского, печатавшимися в «Современнике» 1855 года, и с рецензией Н. Добролюбова о 7 томах сочинений Пушкина.
Подавляющее большинство позднейших работ носит узко специальный характер. Наиболее доступными являются «Рассказы о Пушкине» Н. Ларнера (Лнгр. 1929) и «Мой Пушкин» В. Брюсова (М. и Лнгр. 1929).
Многочисленные исследования собраны в специальных сборниках: «Пушкин» (М. и Лнгр. 1924), «Пушкин в мировой литературе» (Лнгр. 1926), «Московский пушкинист» (вып. 1 - й. М. 1927; вып. 2 - й. М. 1930), «Литературное наследство», тт. XVI - XVIII (М. 1935), «Пушкин. Временник пушкинской комиссии» (Лнгр. 1936, изд. Академии наук) и др.
Попытки марксистского истолкования и освещения биографии и творчества Пушкина до сих пор были не вполне удачны. Оценка пушкинского творчества, его художественных достоинств и уяснение его значения для нашей социалистической действительности остаются еще важнейшей задачей марксистско - ленинской литературной критики. Наиболее интересными работами с этой точки зрения являются: статья А. Луначарского в I томе издаваемого Гослитиздатом собрания сочинений А. С. Пушнина, трактующая творчество поэта как «героический порыв уйти из объятий умирающего класса к новому классу, как ни неясен он был еще и по составу и по путям своим», работа В. Кирпотина «Наследие Пушкина и коммунизм» и некоторые, хотя я во многом спорные работы Д. Благого: статьи в его книге «Три века», «Развитие реализма в творчестве Пушкина». После опубликования статьи Максима Горького «О Пушкине» многие спорные вопросы, связанные с характеристикой Пушкина и оценкой его творчества, становятся ясными. М. Горький дал блестящий образец марксистско - ленинского истолкования творчества великого русского поэта. Мы горячо рекомендуем эту статью (отрывок из нее помещен в этом номере «Смены») всем нашим читателям.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.