Читая о былом

Е Канн| опубликовано в номере №425-426, февраль 1945
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Ключ»

Все, вероятно, помнят сцену из «Войны и мира», когда после званого обеда у Ростовых гости собираются возле клавикорд и арфы в ожидании музыки. Наташа восклицает:

- Ну, пойдёмте петь «Ключ»!...

«По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился».

Этот «Ключ» имел успех не только у героев «Войны и мира», но и у самого автора бессмертного романа.

Когда уже в наше время свояченица Льва Толстого Татьяна Андреевна Кузьминская (живой прообраз Наташи Ростовой) работала в Ясной Поляне над своими мемуарами, она, подсев однажды к роялю, обратилась к друзьям.

- Теперь, - сказала она, - я спою вам то, что поёт Наташа Ростова в «Войне и мире» и что очень любил Лев Николаевич.

И Кузьминская запела песенку, слова которой впервые услыхали друзья и почитатели Толстого:

«С тобой вдвоём

Сколь счастлив я,

Поёшь ты лучше соловья.

И ключ по камешкам течёт,

К уединенью нас влечёт...»

- Лев Николаевич часто собирал нас к роялю, - рассказывала Кузьминская, - и, сам, аккомпанируя, учил петь этот «Ключ».

Сын Толстого - Сергей Львович - также отчётливо помнит, что в их доме «Ключ» пользовался колоссальной популярностью.

- Ввёл его в музыкальный репертуар нашей семьи отец, - вспоминает С. Л. Толстой.

В биографии великого русского писателя музыкальной страничке отведено очень скромное, но постоянное место. Толстой любил и понимал музыку. Он свободно играл на фортепиано и даже сочинил как-то вальс, нотная запись которого дошла до потомства. И, конечно, для него не составляло труда популяризировать ту или иную запомнившуюся пьесу.

Итак, любимый толстовский «Ключ» был воспринят близким окружением писателя, но никто ничего не знал о происхождении этой старинной песенки...

А истоки «Ключа» уходят в глубь истории, в восемнадцатый век. Семья русского дипломата Арсенева долгие годы жила заграницей. У гостеприимного хозяина собирались известные учёные, артисты, музыканты. Семью Арсеневых посещал великий Моцарт. Однажды, во время домашнего спектакля, рассказывает семейное предание, Моцарта попросили написать что-нибудь для пения на этом вечере. Знаменитому автору «Донжуана» и «Свадьбы Фигаро», сочинявшему порой из нужды, по заказу придворной знати, разные пустячки и безделушки, вплоть до музыкального боя для стенных часов, эта просьба не была в диковину. Он тут же набросал ноты и предоставил их в распоряжение хозяев...

Пьесу перевели впоследствии на русский язык, и в таком виде «Ключ» попал в Россию, став семейной реликвией в роду Арсеневых. Один из потомков - Николай Петрович Арсенев, страстный музыкант, прирождённый артист и рассказчик, большой приятель композитора Балакирева, - часто собирал любителей музыки в своей обширной усадьбе под Тулой. Одним из коронных номеров домашних программ на этих вечерах был «Ключ», принадлежавший перу самого Моцарта.

С Арсеневым нередко встречался Л Н. Толстой. Возможно, что именно в мастерском исполнении Арсенева Толстой и услыхал впервые «Ключ», столь полюбившийся ему и включённый им впоследствии в «Войну и мир» как типичная музыкальная деталь эпохи.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Моя библиотека

Заметки книголюба